Видео Фотографии

Участники

Всего нас было шесть человек:

• Алексей Беляков (я);
  • Николай Фадеев;
  • Дмитрий Тараканов;
  • Анна Дедова;
  • Татьяна Яшникова;
  • Елена Никонова;

Дневник похода

Сразу оговорюсь, что писал я его по памяти, через месяц после похода, поэтому могу что-нибудь не вспомнить. Итак, пойти на Кутсайоки мне предложил Тараканов где-то в конце июня, когда мы отмечали какой-то праздник на Волгуше. Я согласился, т.к. река считается одной из самых сложных в Карелии, и обещала интересный сплав. Леха Адамов тоже хотел пойти, но из-за своих непростых отношений с Таракановым так и не пошел. В общем, нас собралось пять человек. И тут встал вопрос: а на чем, собственно плыть? На байдарках туда лучше не соваться потому, что живыми они оттуда не возвращаются, а из других плавсредств есть только два ката-четверки. Всем известный «Рюрик» и «Призрак», о котором я знал только то, что он с коленной посадкой. Вещь для меня новая, неизвестная. Да и Тараканов о нем нелестно отзывался, говорил, что стоять целый день на коленях неудобно, причем настолько, что в прошлом году он даже соорудил себе специальное гнездо для того, чтобы сидеть на жопе. В общем получалось, либо пять человек на одном кате, либо брать два ката – три человека на одном и два на другом. Поэтому, когда Татьяна попросилась пойти с нами, я подумал, что втроем на четверке идти лучше, чем вдвоем и согласился. Да и остальные люди поначалу не возражали. Еще лучше было бы, если пошел Адамов, но мирить их с Таракановым у меня не было никакого желания, да и Аня с Колой не хотели, чтобы было много народа. В результате нас получилось шесть человек – по трое на каждом катамаране.

Время похода полностью определялось отпуском Николая, у которого было ровно две недели с 17 по 30 июля, поэтому было решено отчалить из Москвы в пятницу вечером, 14 июля. Билеты, на удивление легко, я купил в общий вагон 182 поезда всем, кроме Татьяны. Она, как убежденная автостопщица, сказала, что поедет зайцем, чем сразу вызвала резкое недовольство у остальных членов команды.

На вокзал мы с Татьяной пришли минут за 15 до отправления поезда. Все уже были на месте, и пили пиво и водку с провожающими. Татьяна проникла в вагон под видом провожающей и попыталась там остаться, но она не учла того, что помогать ей прятаться никто не собирается, да и проводница ее запомнила и не буквально не отходила от нее. В общем, ее из поезда выперли, и она исчезла со словами, что догонит нас, может быть даже на этом же поезде. Все ее деньги и документы остались у нас. Когда все об этом узнали случился небольшой скандал, а у Анюты даже небольшая истерика со слезами. Я всячески пытался их успокоить и говорил, что она нас обязательно догонит, и не стоит раньше времени волноваться. Да я и сам не был уверен что у нее получится нас догнать, хотя она опытная в этих делах. Но чтобы не омрачать лишний раз дорогу мы решили считать, что она едет в другом вагоне.

В вагоне было очень жарко, но скоро настала ночь, все немного выпили и жара спала. На следующий день все ждали Петрозаводска, чтобы искупаться в Онежском озере. Но ничего не вышло, потому что стоянку сократили из-за опоздания. Мы ограничились только небольшой прогулкой по городу и закупкой хлеба и супов. В вагон заходить совсем не хотелось, но пришлось. Еще немного погуляли в Медвежьегорске, мечтая искупаться. Мечта осуществилась в Сегеже. Стоянка поезда была короткой, но вода была буквально в десяти метрах от вагона. Мы не устояли соблазну и на глазах удивленных местных жителей полезли купаться прямо в обуви и одежде. Мокрые и счастливые мы впрыгивали в уже отходящий поезд, чем очень повеселили проводницу. В вагоне с нас натекла огромная лужа. В общем, ехали мы довольно весело.

Заброска

В Кандалакшу мы приехали рано утром, кажется часов в 6 утра. Погодка была прохладная, ночью здесь была гроза. Причем настолько сильная, что в ж/д кассах повырубались компьютеры. Как только выгрузились из поезда, к нам подошел представитель то ли милиции, то ли пограничников и переписал нас. Вслед за ним подошли местные мужики и предложили отвезти нас на Кутсайоки за 2500 рублей на легковушках с пересадкой на грузовик в Аллакурти. Это было слишком дорого, но меньше чем за 2000р. они не соглашались. Начитанные всяческих описаний мы решили искать грузовик. С этой целью Таракан с Колой отправились в местную автоколонну и буквально через полчаса вернулись на Газели, которая согласилась довезти нас до Аллакурти за 1000р. Из Кандалакши отъехали около7:00. Татьяна так и не появилась, и все уже предвкушали «интересное» плавание впятером с одним лишним катамараном. Даже были разговоры о том, что бы оставить один кат в камере хранения на вокзале, но они как-то сами собой заглохли. Как потом оказалось, правильно сделали, что не стали ничего оставлять.

Дорога до Аллакурти заняла около 2 часов (~100 км). Все были в восторге от красоты пейзажей, даже пытались фотографировать из машины. Раннее утро, туман, горы – незабываемые впечатления.

Перед самым Аллакурти пограничный пост. К нам вышли двое солдат-срочников, забрали паспорта и ушли в свой домик. Минут через 10 вышли, вернули паспорта и разрешили ехать дальше, строго наказав заехать сначала в погранотряд на инструктаж. Доехав до погранотряда, мужика на Газели мы отпустили, договорившись, что он нас заберет 29 июля из Зареченска за 800 рублей. На КПП погранотряда тоже сидели двое солдатиков, которые очень удивились услышав об инструктаже и сказали ждать офицера. Около получаса мы ждали этого офицера, фотографировались с солдатами и просто гуляли, когда подъехали легковушки из Кандалакши. Из них вылезли злые на нас водители и, о чудо, Татьяна. Как оказалось она ехала автостопом оп трассе и мы разминулись с ней в Кандалакше минут на 15. Она напросилась к следующей группе, надеясь догнать нас в Аллакурти, т.к. ей сказали что мы только что уехали (спасибо запоминающейся внешности Таракана).

Скооперировавшись с прибывшей группой, которая тоже оказалась из Москвы, мы загрузились в ЗИЛ-130 за 1500 рублей и поехали, так и не решив, откуда мы будем забрасываться: с Чертова моста или с Голубых Озер. По дороге заехали в город, докупили хлеба и 15 полуторалитровых бутылок пива. Ехали часа два по горам, трясло сильно.

В конце концов нас привезли на огромную поляну с комарами и рекой, которая была похожа на Волгушу, только поглубже и сказали что это начало Голубых Озер. Таракан, посмотрев на это, стал сильно агитировать ехать дальше, на Чертов Мост. Кола его с трудом отговорил, потому что по всем описаниям там очень узко и четверка может не пройти. Как оказалось, правильно отговорил.

За сутки наших сборов приехало еще полсотни человек с маленькими детьми, что вызвало у нас сомнения в серьёзности реки. Поляна, из-за обилия палаток и тентов, стала напоминать ярмарку. Татьяна ругалась на наши лопаты, а Таракан с Колой в ответ говорили, что наши весла самые лучшие из весел, а грести стандартными вредно. Они маленькие и приходится чаще грести, чтобы достичь того же результата, что сильно утомляет.

Но несмотря ни на что, к вечеру следующего дня мы собрались и отплыли. Рюрик, как всегда, задницей вперед.

Голубые озера

Попетляв по небольшой речке с довольно быстрым течением мы выплыли в первое голубое озеро. По пути мы въехали не в ту протоку и пришлось выгребать против течения. Если Рюрик, где сидели я, Таракан и Ленка еще справились с этой задачей довольно легко, то Призраку с двумя девушками на борту пришлось туго. Не ходите на четверках втроем!

Голубые озера представляют из себя цепь длинных озер с крутыми, а порой даже отвесными, высокими берегами. Но насладиться красотой нам мешали дикое количество комаров. И как назло никакого ветра. Часов в одиннадцать вечера я стал требовать стоянки, потому что совсем не хотелось плавать ночью, но, похоже, я был в одиночестве. Дело осложнялось тем, что никто не знал сколько нам плыть по этим озерам. Тут как раз подвернулась приличная стоянка с табличкой «Влезать здесь». Кроме меня и Татьяны все хотели плыть дальше, пока плывется. Протормозив там часа полтора командор решить плыть дальше. За это время Анюта успела свалиться с ката в воду, и я уже порадовался было, что теперь-то мы точно тут останемся, но она переоделась в киляльную одежду и сказала, что хочет плыть дальше. Большинства так и не набралось, пришлось плыть. Кончилось все тем, что уже за полночь на каком-то перекате я промочил ноги и сказал что мне холодно. Встали мы на первом пригодном для стоянки месте с кучей дров и комаров. Я почти сразу пошел спать, а Таракан с Колой и Анютой остались пьянствовать и легли только часов в восемь утра.

На следующее утро я проснулся часов в 10 утра. В палатке жить было невозможно из-за жары. На небе не было ни тучки, ветра тоже не было. Раздеться было нельзя, иначе зажрут, поэтому я пошел купаться. Искупавшись, попытался разбудить Таракана, но Ленка сказала, что спать он лег совсем недавно, поэтому я оставил свои попытки. Пришлось делать завтрак, но это тоже не помогло. Встали только Ленка и Татьяна. Промаявшись фигней полдня, я предложил Татьяне сплавать вперед, посмотреть, что там шумит. Сплавали, посмотрели. Оказалось это впадает Карельский Башкаус. Здесь начинается собственно сама Кутсайоки. По лоции, через пять минут после впадения Башкауса, первый порог – «Сомнительный», один из самых сложных на реке.

Башкаус был похож на большой ручей. В Голубые Озера он впадает сразу после порога толи Кавказкого, толи Горки. Там я понял, что мы правильно сделали, что не пошли на него. Мелко, течение быстрое, камни острые, надводные камни в рост человека в шахматном порядке. Поговорили с людьми, только что его прошедшими. ВСЕ четверки либо порвались либо вообще поломались. Нормально прошли только каяки и двойки.

Часов в шесть вечера мы вернулись, и застали самый разгар сборов любителей плавать по ночам. Десять минут споров и выход переносится на завтрашнее утро. Пришлось делать блины, чтобы Тараканов не считал день потерянным зря.

Кутсайоки

На следующий день вышли уже ближе к обеду. Минут через 15, поле небольшого переката, подплыли к Сомнительному. Порог действительно впечатляет. Два слива друг за другом, первый около метра высотой , второй метра полтора и бочка. Затем на крутом правом повороте третья ступень с перепадом около метра. После первого слива сильно прижимает к скале правого берега. Пока думали нам делать смотрели как его проходит толпа, с которой мы собирались. У них с двух четверок подряд во втором сливе смыло по человеку. Интересно было смотреть, как они кувыркались по камням в третьей ступени. Слава Богу, все остались живы. Решимости нам это конечно не прибавило. Обносить Сомнительный затрахаешься, сплошные скалы. Было решено идти. Первыми шли мы с Тараканом на Рюрике. Вдвоем по диагонали. Прошли на удивление хорошо, чем вызвали бурю восторгов толпы на берегу. Следующим шел Призрак. Я с Колой сзади, Ленка с Аней впереди. Зашли не совсем так как хотели, в результате во второй слив вошли немного лагом. Никого не смыло, но зато прижало к левому берегу. С трудом от него отплыли в третью ступень.

Минут через 10 доплыли до следующего порога Муравей. Мощно, красиво, белая вода, но совершенно не опасно. Если при заходе не напороться на зуб в сливе. Прошли быстро, сначала я с Тараканом на Рюрике, потом Кола с гаремом из трех женщин на Призраке. Все удачно.

Еще минут через 10 порог «БСТ». Никто не знает, почему он так называется. На вид вроде ничего серьезно, мелко только. Три ступени, по три протоки в каждой. Основная струя после третьей ступени бьет в громадный камень, под которым лежит не менее громадное бревно. Мужик из другой группы сказал, что это серьёзно, т.к. под этим бревном уже лежит четыре человека и по основной струе в третью ступень идти не надо. Вся фигня заключалась в том, что уйти со струи после второй ступени практически невозможно. На наших глазах нехилые ребята бандитской внешности с трудом успевали это сделать. И это на двойках! Нам на наших недоукомплектованных четверках нечего было и надеяться. Мы решили плыть исключительно мужским составом и сразу после первой ступени, а если получится, то еще во время нее уходить со струи вправо, в другие протоки. Пусть там мельче, но зато безопаснее. Что мы и сделали два раза, и оба удачно.

Сразу за поворотом после «БСТ» висит «кирпич», знак первого водопада «Оба-на». «Оба-на» считается порогом шестой категории сложности. Вышли, посмотрели. В левой части порог представляет из себя мощный слив - водоскат под углом градусов 30-35 и перепадом метров девять. Справа два подряд маловодных настоящих водопада. Проходится по водоскату, но не нашим составом. В mo.tourism писали даже, что какой-то каякер прыгал справа, по водопадам. Около часа сидели смотрели на водопад, даже поспали немного под его шум. Решили встать на ночь здесь, а завтра обнести «Оба-ну» и «Маманю», которая была сразу за поворотом после «Оба-ны». Вечером пошли смотреть на «Маманю» вместе с оранжевой группой «братков» на двойках. Их там было всего двое и не страшных. Из нас дошли только я и Ленка. Кола не смог идти из-за подвернутой ноги. Аня осталась с ним. К самому водопаду подойти не удалось, уперлись в обрыв. Пришлось смотреть издалека. Но все равно впечатляет: падение раза в два с половиной больше, чем у Оба-ны, и без всяких водоскатов. Почти отвесный водопад. Назад решили не прыгать по камням вдоль берега, а перейти через гору. Гора оказалась очень высокой и крутой. Сначала мы задолбались туда лезть, но еще хуже было спускаться. Уклон не меньше 60 градусов. Один раз поскользнешься, и будешь кувыркаться до самой реки. Но, ничего, слезли.

На следующий день довольно быстро обнесли Оба-ну и подплыли к «Мамане». Все немного офигели, когда посмотрели на водопад вблизи, уж слишком мелкими были люди внизу. Падение не меньше 20 метров. Возникла проблема: как это обносить. Двадцать метров вниз по обрывистому склону, а потом еще больше сотни метров по скользким плитам с риском свалиться как раз в бочку у подножия водопада. Под водопадом очень много водяной пыли: две минуты пребывания там, и ты уже мокрый насквозь. Проблема решилась, когда оранжевые предложили нам соединить наши усилия и натянуть веревку через водопад. По ней мы и спускали все рюкзаки и катамараны. Управились только к вечеру. Оранжевые уплыли, а мы остались, потому что внизу встретили группу, с которой забрасывались. Они делали баню, предложили нам попариться после них. На следующий день к обеду уже выплыли. Через полчаса сходили посмотреть на приток с каскадом красивых водопадов. Еще через полчаса подплыли к порогу «Тесный». Порог состоит из трех ступеней. Первые две настолько узкие, что мне казалось, Рюрик точно в них не пролезет. Первый несложный, полметра. Потом второй слив, около метра высотой, упирался точно в скалу правого берега. Потом струя бьет прямо в камни посередине реки, по обеим сторонам которых третий полуметровый слив. Пока что будем делать плыть, проводить или обносить и меряли веслом ширину слива подплыли наши соседи. Там мужики были опытные, сказали, что все там пролезет. Мы решили посмотреть, как пройдут они. Катамаран у них по размерам был не меньше Рюрика. В результате они прошли не чиркнувшись первые два слива, только после второго врезались правым баллоном в берег, его подмяло под кат и пропечатало рамой об скалу – получилась дырка. Затем их развернуло и вынесло на камни – печально известная мышеловка. Поторчав там немного, они сумели уйти в третий слив. Посмотрев на это, пообедав и посомневавшись еще немного, мы поплыли. Сначала, как обычно я с Тараканом. Первый слив прошли хорошо и во второй вписывались нормально, но перед самым сливом струя слева отбросила нос вправо где-то на пол метра. В берег мы не врезались только потому, что справа на носу никого не было, и поэтому правый баллон просто задрался на скалу. Мне снизу, с носа левого баллона было интересно видеть, как правый ползет по скале почти надомной. Само собой нас вынесло из бочки, и мы стали рулить в третий слив, стараясь не попасть в мышеловку. У нас все получилось, но за два-три метра до третьего слива мы сели на какой-то обливняк. Таракан закричал, чтобы я ничего не делал и стал чего-то ждать. Пока я с ним ругался, нас смыло с камня, и более-менее прилично мы свалились в третий слив. На Призраке сначала хотели пойти втроем, но Таракан посидев немного, убежал, сказав что он тут явно лишний. Пришлось идти вдвоем. Прошли совершенно так же, как и на Рюрике, только обливняк удалось объехать.

Потом очень долго плыли через маленькие порожки и длинные плесы. Ближе к полуночи догнали всю толпу, с кем вместе собирали катамараны. Они стояли на остатках какого-то моста и говорили, что нам лучше тоже остаться здесь, потому что дальше одни болота и очень долго нет стоянок. Стоянку мы нашли, но там стояла машина с местными. Любители ночных плаваний опять начали проявлять активность. По лоции дальше была только длинная мощная шивера и несколько часов плеса. Я был в гидроштанах и поэтому не сопротивлялся. Примерно через полчаса мы проплыли собственно сам мост, который оказался совсем не разрушенным, его просто смыло. А вскоре за ним и обещаная мощная шивера. Шивера оказалась действительно мощная, валы заливали нас с Ленкой по пояс. Почти в самом конце Тараканов (ха!) потерял весло. Оно застряло в камнях. И стал так истошно орать Ленке, чтобы она отдала ему свое, что она совершенно растерялась и не понимала, чего от нее хотят, пока я ей не сказал. Пришлось чалиться в первом удобном месте. Таракан сразу выскочил и побежал назад искать свое весло. Гулял он долго, ничего не нашел, сильно расстроился, и, по-моему, даже всплакнул. Решили дальше не плыть, благо на противоположном берегу оказалась приличная стоянка, только ужасно комариная. Да и погода что-то испортилась, вроде как дождик начинался.

На следующее утро он сделал себе новое весло из запасной дырявой лопасти, и мы поплыли дальше. Река начала сильно петлять и делиться на много рукавов, образуя красивые мелкие разливы с песчаным дном. Погода вроде исправилась, светило солнце, было жарко, но комары не дремали. Когда кончились разливы, нас догнал Кола на Призраке, и глаза у него были хитрющие, и смотрел он почему-то исключительно на Таракана, еле скрывая улыбку. Оказалось, он греб потерянным веслом, которое его девушки нашли в реке сразу после стоянки. Таракан бурно возрадовался. Часа через два мы прошли несложный порог, сразу за которым начинался порог «Ступенька». Основную сложность в нем представляет система сливов с плиты, перегородившей реку (ступеньки). Для ката там не было ничего опасного, максимум могли посидеть на плите. Даже не стали осматривать длинную выходную шиверу. Пошли в том составе, в каком шли. Сначала Рюрик. Зашли неправильно, в результате не попали в первый слив, а проехались по большой гладкой плите чуть ли не лагом. Будь воды поменьше, точно сели бы. Дальше прошло все хорошо. В выходной шивере не сели ни на один камень. Как проходил Призрак не видел, но по словам его экипажа, им пришлось повертеться.

После нескольких коротких мощных шивер доплыли до порога «Малый Каньонный». Интересный порог, похож на большой каменный желоб с большими валами. Проход под левым берегом. В центре есть большой косой вал, который развернул оба катамарана. Дальше опять начались плесы часы на два с половиной с небольшими перекатами.

Перед локальным порогом, недалеко от «Водопадного», встали вместе с группой из Липецка, которые предложили нам баню, из которой сами только что вышли. На следующий день пошел дождь. Решили никуда не плыть, тем более что идти оставалось недолго, а времени было много. Вечером опять делали блины, чтобы день опять зря не пропал.

Вышли следующим утром вместе с Липецком. За сутки дождей вода в реке поднялась сантиметров на пять. Впереди был едва ли не самый сложный порог, после Оба-ны. «Водопадный» состоит из четырех ступеней. Между второй и третьей большой разлив. Первая – высокая длинная горка длиной метров десять с перепадом около четырех метров, пересеченная валами и бочками и мощной бочкой в конце. Вторая - еще одна мощная бочка. Третья и четвертая – локальные мощные сливы. Прохождение заняло больше, чем полдня. Сначала решили посмотреть, как пройдет Лепецк. Первым у них пошел кат четверка во главе с командором, который лопнул по швам в бочке после первой ступени. Самосплавом они прошли вторую бочку и вылезли на другой берег. Никто не пострадал. Оставшиеся два ката прошли без проблем. Следующими на очереди были мы. Пошли вдвоем с Тараканом. Вот тут началось. Зашли не так как хотели, уходить влево начали раньше времени, в результате в первую небольшую бочку вошли лагом. От греха подальше, я бросил попытки выровнять катамаран и схватился за раму. И правильно сделал, потому что колбасило так, что я едва удержался, а проходить самосплавом главный слив совсем не хотелось. Когда нас вынесло из этой небольшой бочки, оказалось, что нас несет задницей вперед, причем как-то криво. Оказавшись на корме я попытался выровнять кат, но до конца доделать не удалось, пришлось снова хвататься за раму, потому что начиналась самая жопа. В бочке первой ступени нас подержало долго, я даже успел о чем-то подумать. Выплюнуло из бочки нас так же задницей вперед. Сделав телемарку, во вторую бочку вошли ровно, но в ней нас опять развернуло и понесло дальше. Идти в следующие ступени совсем не хотелось, а к берегу мы приближались как-то медленно, пришлось выпрыгивать в воду и тащить кат к берегу по пояс в воде. Дальше стали думать кто пойдет на Призраке. Таракан идти в коленной стойке не хотел, Ленку с Анютой они с Колой не пустили. Аня даже обиделась за это на Колу. Татьяну даже спрашивать не стали, Кола все равно бы не согласился. Оставались я и Кола, но вдвоем на четверке идти этот порог было трудно, потому что ничего не можешь сделать. Выручил Липецк, дав нам двух опытных мужиков. Я впервые попробовал грести стандартным веслом на кате. С лопатой был один Кола. Прошли просто идеально.

Пока делали перекус приплыли оранжевые и предложили мне прокатиться на двойке. Вот это было классно, гораздо интереснее, чем на Призраке не говоря уже о Рюрике. Хотя на Рюрике интереснее в другом смысле, особенно вдвоем.

Третью и четвертую ступень прошли удачно в прежнем составе. Через час доплыли до следующего порога, ничего сложного. За ним и встали на ночь. На этой стоянке у нас кончилось пиво. На следующий день никуда не пошли – спали на солнышке. Вышли через день около двенадцати. Часа через два, пройдя несложный порог, вплыли в Тумчу.

Тумча

Нам говорили, что после слияния где-то в семистах метрах выше по течению на Тумче есть довольно сложный порог «Котел» и туристический музей. Плыть лишних семьсот метров зря никому не хотелось, поэтому решили сначала пошли посмотреть неа него пешком. До порога не дошли из-за большого разлива. Посмотрели издалека. Тараканову он показался простым, поэтому мы поплыли дальше.

Вскоре доплыли до порога «Карниз». Вышли осматривать на левый берег, но с него было видно только то, что ничего опасного там нет. Когда поплыли, там оказался мощный слив с большими валами и бочкой. Потом еще один слив и шивера с косыми валами. Призрак не пошел за нами по главному сливу, а зашел ближе к правому берегу и практически свалился с карниза и нырнул носом вниз.

Дальше опять начались плесы. Так как Рюрик плыл очень медленно и Призраку приходилось нас все время ждать, мы решили сесть вчетвером на Призрак и взять Рюрик на буксир, куда посадили Таракана с Колой. Они должны были развлекать нас пением. Так плылось намного быстрее. В таком виде мы доплыли до какой-то шиверы. Я хотел отвязаться, но Таракан сказал, что там ничего серьезного и не дал мне дернуть за веревочку, которая должна была бала нас отвязать. В этой шевере действительно не оказалось ничего сложного, но за поворотом начиналась какая-то жопа, куда в таком виде соваться не следовало. Каты были связаны плотно, так что рулить было совершенно невозможно. Течение было быстрое, казалось к берегу мы не успеем. Тараканов опять начал истошно орать, на этот раз чтобы я отвязывался. Я и без его криков уже давно дергал спасительную веревочку, но она не развязывалась. Все впали в легкую панику. Еле успели зачалиться перед узким проходом между скалами с большими валами. Пришлось выгонять Татьяну в воду, чтобы она подтащила нас к берегу. Оказалось, что Таракан так хитро завязал самосброс, что он зацепился петлей за раму. Когда Тараканов наконец отвязал катамараны друг от друга, Рюрик незамедлительно отчалил от берега. Он еле успел туда запрыгнуть, а то бы Коле пришлось туго. Мы их догнали уже за шиверой. Они выглядели как-то странно. Что было не так, я не понял.

До «Шляпы» доплыли мину за десять. Встретили Липецк, они сказали, что катер в Зареченск будет завтра. Шляпа состояла из дух проток вокруг большого острова. Правая представляла из себя узкий каньон, мы его даже не пошли смотреть. Поплыли по правой протоке – слив из трех языков, упирающихся в большую надводную скалу, а затем по струе с валами вокруг этой скалы с бочкой в конце. Рюрик, с Тараканом и Колой, а затем Призрак. Шли по разным языкам, но оба успешно. В последней бочке нас хорошо затормозило.

Народу на пороге стояло много. На острове громео орали. Стали думать где встать. Сплавали вперед, поговорили с питерцами. Они сказали, что на острове гуляют москвичи. Поплыли к ним. Нас встретили сильно нетрезвые люди, которые пригласили нас к столу. Налили непонятно чем разбавленный спирт из канистры. Мы решили остаться с ними. Не помню как, но катамараны они нам разгрузили и вытащили на берег. Потом началась пьянка, орали песни и чего еще делали. Ночью выяснилось, что мы забыли гитару на другом берегу у Липецка, пришлось плыть. Т.к. наши катамараны были на берегу, одолжили «Егерь» - большое надувное каноэ с коленной посадкой.

На следующий день проснулись к полудню, катер уже был на месте. Отплытие намечалось на 15.00.

Выброска

Собрав все вещи, перевезли их на Призраке и Егере на катер. Я, Кола, Аня и Лена решили плыть на Призраке, привязавшись к катеру. Плыть было немного стремно, потому что веревка была короткой, сильно качало на волнах после катера, к тому же Призрак почему-то плыл по синусоиде. Вскоре веревка не выдержала и отвязалась от катера. Мы остались посередине озера с одним веслом. Но нашу пропажу вовремя заметили и подобрали. От греха подальше мы перебрались на катер. Призрак так и плыл по синусоиде всю оставшуюся дорогу.

Часа через четыре приплыли в Зареченск. Водитель катера собрал по 100 рублей с человека и уплыл. Причем до самого города нас не довезли, а высадили километрах в пяти до него, где уже ждали местные на легковушках, предлагавших довезти до Кандалакши по 700 рублей за машину. Дешевле можно было найти в Зареченске, но туда далеко идти. В общем бизнес поставлен хорошо. У москвичей, с которыми мы пили предыдущую ночь, было два свободных места в машине. Тараканов и Ленка уехали с ними. Татьяна пошла на трассу ловить машину в Москву. Я, Кола и Анюта остались собирать Призрак.

К вечеру мы приехали на вокзал в Кандалакше, где нас ждали Тараканов и Ленка. Билеты купили на 111 поезд, который отходил в четыре утра. Всю обратную дорогу в основном спали. Если не спали, то ели либо пили. Проспали даже Медвежьегорск. Из Петрозаводска Таракан позвонил Беликову, что он нас встретил.

Опоздав на полчаса мы наконец добрались до Москвы, где нас встречал Вячеслав Викторович и Беликов. Адамов приехать не смог по причине бурно проведенной предыдущей ночи.