ОТЧЕТ

о водном туристическом путешествии
VI (шестой) категории сложности (катамараны)
по рекам Богояш, Чулышман (Горный Алтай),
совершенном с 25 июля по 9 августа 2009 г.
 
 
Группа выпущена на маршрут МКК ФСТ-ОТМ 3 июня 2009г. Маршрутная книжка № 1/4-604.
Руководитель: Беляков А.К.
эл.почта: albell[@]mail[.]ru
 
 

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю ______________ категорией сложности. Отчет использовать по непосредственному назначению.

 

председатель МКК


Москва 2009 

Оглавление
  1. 1. Общие сведения
  2. 2. Подробная нитка маршрута
  3. 3. Состав группы (слева направо)
  4. 4. Организация путешествия
  5. 5. График движения
  6. 6. Изменения маршрута и их причины
  7. 7. Заброска и выброска с маршрута
  8. 8. Техническое описание водной части маршрута
    1. 8.1 Сплав по Богояшу.
    2. 8.2 Сплав по Верхнему Чулышману.
    3. 8.3 Сплав по Нижнему Чулышману.
  9. 9.Обеспечение безопасности
  10. 10. Выводы и рекомендации
    1. 10.1 Спортивная оценка маршрута
    2. 10.2 Тактика движения
    3. 10.3 Выполнение плана и его итоги
    4. 10.4 Местное население и зоны ограниченного доступа
    5. 10.5 Прочее
  11. 11. Приложения
  12. 12 Фотографии и видео

 

1. Общие сведения

Вид туризма: Водный

Категория сложности: VI (шестая)

Район путешествия: Горный Алтай
Протяженность: 233 км
Продолжительность: 16 дней
Пеший подход: отсутствует
Количество участников8 человек

Уровень воды: высокий, очень высокий

 
К отчету прилагаются обзорная и подробная карта маршрута с указанием мест ночевок, фотографии определяющих препятствий и подробный видеофильм, подтверждающие прохождение группой маршрута

2. Подробная нитка маршрута

Москва - Барнаул Акташ – Кош-Агач - пер.Бугузун - верховья р. Богояш сплав по р. Богояш сплав по р.Чулышман до Телецкого озера Артыбаш Барнаул - Москва

 

3. Состав группы (слева направо)

 

Фамилия, Имя

Обязанности в группе

Средство сплава

Иванов Ярослав ремммастер Тритон-2 (К1)
Грязнов Антон адвокат RB-2M "Стерх-2" (К4)
Масько Светлана завхоз, оператор Тритон-2 (К1)
Воейкова Анастасия врач, фоторграф Тритон-2 (К2)
Попов Евгений оператор RB-2M "Стерх-2" (К4)

Беляков Алексей

руководитель Тритон-2 (К2)
Бегун Ксения оператор Тритон-2 (К3)
Тимофеев Владимир Тритон-2 (К3)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


4. Организация путешествия

    Путешестиве было организовано группой туристов-водников давно знакомых друг с другом, уже не первый год сплавляющимся вместе по рекам  5-6 к.с. Состав группы был практически такой же (за исключением одного человека), как годом ранее в походе по р.Башкаус-Кадрин, поэтому необходимости в специальных "тренировочных" выходах не было. Сроки и продолжительность похода определялась исключительно традиционно принятым временем сплава по рекам Алтая в конце июля - начале августа и наличием отпусков. Выбор маршрута был обусловлен тем, что рек 5-6 кс, на которых участники еще не были, на Алтае практически не осталось. Из вариантов рассматривалась связка Кар-Алаха - Ак-Алаха (без Аргута) и Чулышман. В итоге выбор пал на Богояш - Чулышман по совокупности таких причин как: стоимость и продолжительность заброски/выброски, отсутствие пеших подходов, насыщенность водной части маршрута.
 
Перед походом были проанализированы многочисленные доступные отчеты других групп, проходивших этот маршрут. В основном ориентировались на отчеты последних лет:
  1. отчет 2005 года Иванова М.К., турклуб "Сплав", г. Новосибирск
  2. отчет 2006 года Черёмухина А.А, г.Сергиев Посад
отчетов 2007, 2008 годов найти не удалось.
 
Группой заранее, в марте 2009, были приобретены авиабилеты до Барнаула и распределены обязанности по подготовке снаряжения, раскладки, организации заброски/выброски.

5. График движения

Дата День пути Участок Характер пути Погодные условия
25/07 1 Москва - Барнаул - Акташ Самолет. Автотранспорт("Газель"), движение по асфальту. Дождь, переменная облачность
26/07 2 Акташ - Кош-Агач - пер.Бугузун - р.Богояш ЗИЛ-131. От Акташа до п.Кокоря асфальт, далее постепенно ухудшающаяся грунтовка. Сильная тряска. При подъездах к Богояшу колея в объезд болот. Переменная облачность, солнечно
27/07 3 р.Богояш до впадения в р.Чулышман сплав "карельского" типа. Участки спокойного быстротока между шиверами, озера. При приближении к Чулышману плотность шивер вощрастает, требуются короткие частые проводки. Переменная облачность, короткие ливни, грозы, град.
28/07 4 устье р.Богояш - пр.14 Ябалинского каскада похоже на сплав по Богояшу до впадения р.Узун-Оюк. Начало Ябалинского каскада - постепенно усложняющиеся шиверы. Переменная обланость, солнечно.
29/07 5 Ябалинский каскад, пр.15 - 40 все более сложные шиверы, достиающие 5 к.с. Переменная облачноть, дождь.
30/07 6 Язулинский каньон, пр.1 - 17 непрерывные сложные шиверы, пороги Переменная облачность
31/07 7 Язулинский каньон, пр.18 - 22 непрерывные сложные шиверы, пороги Переменная облачность
1/08 8 Язулинский каньон, пр.23-80 пр.23 - 33 сложные шиверы, пороги. Препятствия 34 - 80 обвезли по берегу. Ясно.
2/08 9 Нижний Чулышман, пр.1 - 22 постепенно усложняющиеся шиверы, пороги Переменная облачность, ясно
3/08 10 Нижний Чулышман, пр.23 - 30 непрерывные сложные шиверы, пороги Ясно
4/08 11 Нижний Чулышман, пр.31 - 34 непрерывные сложные шиверы, пороги. Просмотр, прохождение и обнос пор."Каша". Ясно.
5/08 12 Нижний Чулышман, пр.35 - 45 постепенно упрощаюшиеся шиверы, пороги Переменная облачность, гроза.
6/08 13 Нижний Чулышман, пр.46 - устье р.Чульча Сложные шиверы, пороги. Спокойная вода после окончания Итыкайских шивер. Переменная облачность, ясно
7/08 14 Радиальный выход на водопад Учар. Хорошая тропа. Ясно
8/08 15 Устье р.Чульча - Телецкое озеро (м.Кырсай) гладкая вода Ясно.
9/09 16 м.Кырсай - п.Артыбаш - Барнаул Катер, Автотраспорт ("Газель"). Ясно.

6. Изменения маршрута и их причины

Группе не удалось выдержать заявленный график маршрута. Причинами тому были аномально высокий уровень воды, сильно изменивший характер реки и замедливший продвижение, а также травма плеча одним из членов группы из-за которого группа потеряла один день. Группой было принято решение об отказе прохождения наиболее сложных препятствий Язулинского каньона (пр.34 - 80), т.к. в нашу воду их прохождение на катамаранах-двойках не представляло интереса ни с точки зрения получения удовольствия от сплава, ни с точки зрения наличия необходимых сил и времени для осуществления страховки. Кроме того большиство из них стало просто опасными для жизни при прохождении на маломерных судах. Отказ от прохождения пр.34-80 Язулинского  каньона позволил группе вернуться в запланированный график движения и пройти реку целиком.
 

7. Заброска и выброска с маршрута

Основной доступ на реки Горного Алтая из Европейской части России осуществляется через Барнаул. Единственным разумным способом добраться из Москвы в Барнаул является полет на самолете. В марте 2009 группа купила билеты на рейс авиакомпании S7 по 9000 руб туда-обрано (продолжительность полета 4 часа). Стоимость же плацкартного билета в вагоны РЖД сообщением Москва-Барнаул летом 2009 составляла 2600 руб в одну сторону, и это при том что в пути придется провести 60 часов.
 
Заброска в верховья Чулышмана возможно только одним способом  - автотранспортом из Кош-Агача через пер.Бугузун. Желательно наличие автомобиля повышенной проходимости. Путь из Барнаула до места стапеля занимает двое суток (первый день более 600 км по Чуйскому тракту до Акташа, во второй день ок. 250 км из них порядка 110 км по асфальту до пос. Кокоря, остальное по грунтовкам Чулышманского плато). У нас заброска не вызвала никаких проблем, хотя в отчетах других групп часто описываются случаи недовоза до Богояша и, как следствие, незапланированной пешей заброски. Участок пути от Кош-Агача до Богояша проходит по территории Алтайского Государсвенного Заповедника и кроме того попадает в пограничную зону. Оформление погранпропусков производится в погранотряде в Акташе. Для этого из не менее чем за месяц следует отправить пограничникам  набор документов. Документы следует отправить по факсу. Мы же воспользовались услугами БийскАлтайТура, отослав им документы по электронной почте. Стоимость услуг составила 2000 р. с группы. Оформление легального пропуска в заповедник для туристических групп в данным момент фактически невозможно. При попытке его получить  был получен следующий ответ от администрации (орфография сохранена):

Для посещения территории ООПТ (научные, познавательные, спортивные, просветительские и иные цели) только при наличии заявки (включающей ФИО всех посетителей, паспортные данные, место прохождения маршрута или конечная точка пребывания, сроки пребывания и конечно же цель пребывания) при наличии заверенной заявки от научно-исследовательского учреждения в рамках совместной научно-исследовательской работы. Пропуск оформляется в офисе Алтайского заповедника - пр. Коммунистический 1, офис 405 (4-й этаж), конечно же г. Горно-Алтайск, тел. 8 38822 66-9-47 или 66-9-44 Посещение территории платное. Богояш с любыми целями не разрешен в силу отсутствия разработанного и оборудованного маршрута, утвержденного МПР. Согласовать маршрут от кордона Язула до устья Чулышмана возможно с директором Игорем Вячеславовичем Калмыковым 66-9-47 

Фактически же в пропуске в заповедник нет необходимости, т.к. проверка пребывания в заповеднике осуществляется только егерями в пос.Язула. Причем вывод о  пребывании в заповенднике они делают с ваших же слов о том, что вы плывете с Богояша. Если вас поймают, то не отстанут, пока не составят протокол и не возьмут штраф. Размер штрафа - как договоритесь.
 
Выброска возможна двумя способами - автомобилем (дорога из Усть-Улагана подходит к реке по левому берегу вскоре после пор."Ворота" и идет вдоль реки вплоть до т/б "Кырсай" на Телецком озере) либо катером через Телецкое озеро в п.Артыбаш куда ведет асфальтовая дорога из Горно-Алтайска. Выброска автомобилем через Усть-Улаган имеет смысл только в случае жесткого ограничения по времени, т.к. стоит дороже и менее удобна чем по озеру.  
 
Автомобильная заброска была организована через Замчалова Ивана (фирма "БийскАлтайТур", тел.8-960-9391155). Стоимость:
  1. "Газель" Барнаул-Акташ 13000 р.
  2. ЗИЛ-131 Акташ-Богояш 29000 р.
  3. "Газель" Артыбаш-Барнаул 9400 р.
 
Выброска по Телецкому озеру - Борис Леонтьев (тел. 8-905-0834258). 2 катера по 6000 р каждый.
 
Таким образом, стоимость передвижения различным транспортом по Алтаю и оформления документов составила 65400 рублей без учета перелета (8175 руб. с человека).
 
Аварийные выходы с маршрута возможны только в пос.Язула либо уже после пор."Ворота", где проходит довольно оживленная дорога вдоль реки и поймать попутный транспорт не составляет проблемы.
 
24 июля.
    Вылет из москвы запомнился только огромным перевесом в 80 кг и не менее огромной доплатой, почти в 20 т.р., за него.
 
25 июля.
    Прилетели в Барнаул по расписанию - в 7 утра. На улице пасмурно, дождь и совсем не жарко. Юрий Борисович, водитель "Газели" из БАТ, уже ждал нас на площади возле аэропорта. Как и в прошлом году, заехали в гостиницу "Барнаул", где забрали Ксюху и Антона, которые прилетели в Барнаул сутками ранее для закупки еды на весь маршрут.
На этот раз удалось сократить время на встречу и в 9 мы уже выехали из города в направлении Акташа. По пути заехали в Бийск, где встретились с Замчаловым для оплаты заброски/выброски и захватили Костю Наумова. Проезжая через Горно-Алтайск зашли в ПСС, зарегистрировали группу в МСЧ с контрольным сроком 9 августа. В Акташ приехали уже вечером, в районе 21 часа. Получили на КПП погранчасти заказанный заранее пропуск. Ночевать остановились на той-же поляне за Акташем, что и в прошлом году. Обещанного ЗИЛ-131 не нашли, но хозяи поляны сказал, что он приедет завтра в 7 утра. Устанавливая лагерь выяснили, что Настя не взяла палатку. Теперь придется 2 недели ночевать под тентом. Пока это не пугает - первая ночь на Алтае довольно теплая и, несмотря на мелкую морось, спится вполне комфортно.
 
26 июля.
    Встали в 6.40. Облачно, но без дождя. Приехал наш ЗИЛ с водителем и проводником. Выехали с поляны в 8.15. В Кош-Агаче были в 10.15. Последний раз зашли в магазин, заправились и в 10.30, распрощавшись с цивилизацией, взяли курс на перевал Бугузун. Дорога вплоть до перевала вполне наезжена, даже почти не трясло. А вот после перевала она заметно ухудшается.
 
Вид с пер.Бугузун в направлении оз.Груша 
 
И чем ближе к Богояшу тем дорога хуже. В этом году на Алтае феноменально холодное и дождливое лето (нам сказали такого не было 125 лет). Приходится сильно петлять, чтобы объезжать болота. На развилке около озера Малый Кындыкты-Куль попробовали срезать повернув направо, но не проехав и нескольких сот метров, наш ЗИЛ увяз в болоте. Вытащили довольно быстро, использовав для этого прихваченные из Акташа в качестве дров бревна.
 
    
Вытаскивали ЗИЛ с помощью бревен заготовленых на дрова 
 
Пришлось вернуться на дорогу и ехать как и все в самые верховья Богояша. Разгрузились в 200 метрах от реки в 19.00. Огромное количество комаров. Рядом стоят местные рыбаки. Довольно прохладно, чувствуется, что забрались выше 2000 метров. Дров на Богояше действительно нет, жгем привезенные с собой. Судя по затопленным берегам, воды в реке много, но ближайшая шивера все равно наводит на мысли, что потаскать катамаран придется.
 

8. Техническое описание водной части маршрута

8.1 Сплав по Богояшу.

Описание и нумерация препятствий взята из отчета С.И.Черника 1998г, хотя детализация препятствий в нем нам кажется излишней, т.к. часто различить границцу препятствий не представляется возможным (впрочем это может быть следствием нашего уровня воды).
 
27 июля.

Препятствия 1-10 - несложные маловодные шиверы.

Препятствие 11 - легкая шивера. Этой шиверой открывается новый каскад шивер.

Препятствие 12 - шивера с крутым падением.

Препятствие 13 - шивера с узким крутым сливом в конце.

Препятствие 14 - шивера Мостовая-1 - относительно сложная шивера. В нижней четверти крутопадающий участок, забитый камнями. Далее Богояш идет одним руслом, сильно меандрируя. Скорость течения очень мала. Вскоре появляются участки, где Богояш соединяется с озерами широкими протоками. Для того, чтобы двигаться вперед, приходится непрерывно работать веслами. Русло Богояша среди обширной водной глади можно отыскать по донным водорослям, которые наклонены в сторону течения реки. Участок озер группа прошла двумя разными путями - тупиковые протоки были соеденены с основной.
Препятствие 15 - перекат посреди гладкого плеса. В нашу воду отсутствовал. 
Препятствие 16 - легкая шивера. Проходы видны с наплыва.

Препятствие 17 - шивера с обилием камней. За этой шиверой 2,5 км чистой воды и начинается предустьевый каскад препятствий р. Богояш длиной 7,5 км.

Препятствия 18-23 - цепочка несложных шивер, следующих одна за другой. Встречаются участки, сильно забитые камнями. Шиверой 23 заканчиваются препятствия на р. Богояш. 


 

    Встали в 7 утра. Опять облачно. Собрали катамараны и в 10.45 выплыли. Погода очень переменчива - вокруг постоянно ходят грозовые тучи. Чуть ли не каждый час солнце сменяется дождем, иногда с градом. Подозрения по поводу высокой воды подверждаются - тяжелых проводок, как их описывают в отчетах, нет. Падение высоты в "мостовых" шиверах впечатляет - и это посреди болот. Из-за высокого уровня воды все препятствия, кроме мостовых шивер залиты - их невозможно идентифицировать. После озер опять началась гроза и не прекращалась до самой стрелки с Чулышманом. Выходной каскад (18-23) шли под дождем, наконец начались частые проводки. Непонятно как здесь плыть, когда воды мало. До впадения в Чулышман доплыли в 20.00 - встали прямо на полке ЛБ напротив стрелки. Дров по прежнему нет. Насколько видно с места стоянки начало сплава по Чулышману сильно замусорено камнями (скорее слегка смочено водой). 

    
  
 

8.2 Сплав по Верхнему Чулышману.

28 июля

От стрелки Богояша и Чулышмана начинается новая нумерация препятствий. 

Препятствия 1-3 - длинные шиверы, сильно забитые камнями, с большим количеством островов, разделенные одна от другой небольшими плесами.

Препятствие 4 - шивера. В русле довольно крупные камни, в конце чистый слив. Проход по хорошо выраженной струе. После этой шиверы 3 км чистой воды, а затем опять шивера - "мостовая".

Препятствие 5 - длинная шивера с крутым падением в конце. Шли с частичной проводкой, выходную часть проходили по обоим протокам протокам.

Препятствия 6-9 - простые шиверы, проводка не требуется. Далее справа впадает крупный приток р. Узун-Оюк, за которым следует цепочка

Препятствия 10-13 - простые шиверы. Проходы легко угадываются с воды, проводка не требуется.

Препятствие 14 - длинная, практически без перерывов, шивера. Проходы между камней достаточно широкие. Долина Чулышмана несколько сужается, но есть достаточно широкие полки с обеих берегов. Шиверистые участки разделены короткими промежутками быстрой воды. Техническая сложность шиверы не особенно высока, но масса обливных и надводных камней заставляет экипажи непрерывно работать. Сложность шиверы увеличивается, к концу ее возрастает уклон. За 1 км до устья правого притока р. Бабачек шивера после крутого ЛП заканчивается крутой горкой, в начале которой стоит бочка на месте крупного полуобливного каменя.


     Встали в 7 утра. Почти всю ночь продолжался дождь.  Холодно и облачно, но дождь уже закончился. Первые препятствия Чулышмана решили идти разргуженными - отнесли рюкзаки метров на 500 ниже по течению, где уже можно плыть без проводок, и сплыли к ним на пустых катамаранах. Препятствие №5: первая половина - проводка, вторая половина - резкое увеличение наклона, сплав возможен по двум протокам. К1 прошли справа, К2,3,4 - слева. К2 в сливе задел правым передним углов камень. В результате раму повело и у правого гребца вылетели упоры. Причалили на галечный пляж после шиверы для ремонта и перекуса.
    Далее до правого притока р. Узун-Оюк спокойная вода, шиверы 6-9 залиты. Через 1.5 км после него начинается непрерывно усложняющаяся шивера,  постепенно переходящая в в Ябалинский каскад. Границ между препятствиями 10-14 определить не удалось. В 17.30 встали на ночевку на полке ЛБ перед крутой горкой пр.14. С началом Ябалинского каскада на реке появляется лес. По берегам песчаные обрывы на внешних сторонах поворотов и полки, поросшие карликовой березой, на внутренних.
 
29 июля

Препятствия 15-18. Простые пороги. В русле довольно бурные сливы с обливных камней.

Препятствие 19. Шивера длиной 120-140 м. В русле группы крупных камней и отдельные камни. Сливы до 1 м.

Препятствие 20. В пороге - короткий слив, два больших обливных камня образуют широкие ворота между бочек.

Препятствие 21. Бурный порог длиной 50-60 м. Струя с жесткими валами до 1 м идет в правой половине русла. В конце порога струя наваливает на большой наклонный камень, выдающийся в русло с ПБ.

Препятствие 22. Шивера начинается 60-метровой чистой струей с валами до 1 м, а кончается бурным порогом с валами до 1.5 м в левой протоке каменистого острова. Сразу за островом слева впадает ручей.

Препятствия 23-24. Простые короткие пороги шивероподобного типа. Валы высотой около 1 м.

Препятствие 25. Порог начинается сразу за пр. 24. В пороге много камней, а в середине препятствия через все русло слив высотой 0,6 м.

Препятствие 26. Мощная шивера, начинается сразу за пр.25. Четко выраженной струи нет. Много мелких и крупных камней. Сливы до 0,7 м.

Препятствие 27. Красивый порог, состоит из четырех ступеней. Расположен на S-образном повороте реки. Начинается порог разгонной шиверой. Первая ступень находится в левой протоке (правая мелководна) и представляет собой редкую гряду крупных полуобливных камней с узкими проходами. Ниже гряды у ЛБ скала, на которую есть навал. За скалой формируется узкая струя с валом 0,6-0,8 м, которая упирается в группу камней, а затем отжимается влево. Здесь слив порядка 0,6 м. Это вторая ступень. В 10 м ниже гряда надводных камней, между которыми узкие косые ворота, а затем серия невысоких сливов с обливными камнями. Это третья ступень. Четвертая ступень - серия ворот между обливных камней.

Препятствие 28. В пороге горка длиной около 200 м. Начинается на правом повороте сразу за пр.27. В русле отдельные крупные камни и обилие подводных. Река идет хаотичным потоком и лишь в середине порога формируется в четкую струю с резким коротким валом 0,8 м.

Препятствие 29. Порог. Находится в левой протоке, правая мелководна. Поперек левой протоки лежит гряда камней со сливами до 0,7 м. Ниже гряды довольно четкая струя идет в левой половине русла и упирается в большой камень, делящий струю пополам.

Препятствие 30. Порог на ПП в правой протоке, левая маловодна. Длина порога 50 м.

Препятствие 31. Порог - по существу продолжение пр. 30. Струя описывает пологую дугу влево и наваливает на ПБ. Заметное падение. Ступеньки сливов 0,5 -0,7 м через две гряды камней: одна против центра острова, другая против стрелки. Ниже острова струя переходит в левую часть русла и гаснет на 70-метровом участке гладкой воды.

Препятствие 32. Двухступенчатый порог. Первая ступень представляет собой длинный слив среди камней. Вторая ступень - две гряды камней. Ниже порога 40 м спокойной воды. Препятствие 33. Шивера средней сложности, длиной около 200 м.

Препятствие 34. Шивера длиной около 300 м, расположена на ЛП. В левой части русла два небольших островка. Левая протока узкая и маловодная, есть "расчески", правая протока широкая, с изобилием камней. В конце шиверы образуется четкая струя, которая упирается в два больших камня. После шиверы 40-50 м быстротока, переходящего в шиверу 35.

Препятствие 35. Шивера длиной около 100 м. Справа на входе гряда камней.

Препятствие 36. Простой порог.

Препятствие 37. Простая шивера длиной около 70 м. Слева каменистая отмель.

Препятствие 38. Простая шивера. В начале справа каменистая отмель, в конце два параллельно стоящих острова. В этом месте ущелье как таковое кончается, долина реки резко расширяется.

Препятствие 39. Несложная шивера. На выходе густо раскиданы камни, дальше - чуть реже. По всему руслу сливы с камней и валы до 0,6 м. Условной нижней границей шиверы служит ЛП. Справа на длинной дуге находится каменистая отмель, сквозь которую фильтруется около 1/3 всей воды. В конце поворота находится пр. 40.

Препятствие 40. Простой порог длиной 60 м. Валы до 1 м.


 
    Всю ночь опять шел дождь. Встали в 8, к 10 дождь прекратился. И так высокая вода поднялась еще сантиметров на 20 и заметно помутнела. Выплыли в 11.30. Ябалинский каскад шли сходу, пытаясь ориентироваться для просмотра наиболее сложных препятствий, но в нашу воду совершенно невозможно определить границы препятствий - шиверы и пороги сменяют друг друга непрерывно и предствляют из себя фоновый сплав 4 к.с. с элементами 5. Отмеченное в лоциях постепенное усложнение препятствий к середине каскада и такое же постепенно упрощение к концу не наблюдали. Препятсвия усложнялись по мере продвижения по каскаду и закончились серией больших бочек по всей ширине реки, в которые попали все суда. Практически все катамараны пожили в них некоторое время, а К2 в одной даже развенуло на 180 гр.  Сложность препятствия падает резко, буквально на последних трех шиверах перед впадением р.Ябалу. Вода явно мощнее и сложнее, чем это описано в лоциях предыдущих групп. Прохождение Ябалинского каскада отняло много сил - встали на ночевку в 1 км ниже впадения р.Ябалу на полке ЛБ. Первая красивая стоянка на реке в сосновом лесу.
 
30 июля
 

Язулинский каньон – понятие условное: на первых 12 км (средний уклон 14 м/км) каньонные участки встречаются лишь на некоторых порогах, и лишь последние 8 км (средний уклон 25 м/км) можно назвать каньоном. Тем не менее, и на этих последних километрах большинство препятствий можно полноценно обработать по берегу. Ключевая часть всего ущелья, определяющая его сложность и сложность маршрута в целом – пороги с 44го по 71й включительно. Вдоль всего ущелья по ПБ есть тропы, по которым можно разведывать пороги и обносить груз, а при необходимости – и суда.

При описании Язулинского ущелья используется традиционная нумерация порогов по отчету Мустафина.

 


Препятствие 1. Простой порог в красивом каньоне. Перед ним несложная шивера, начинающаяся на резком ПП. Ориентир на каньон и этот порог – крутой обрыв ПБ серого цвета, видный с наплыва.

Препятствия 2-4. Мощные простые шиверы.

Препятствие 5. Довольно мощная шивера. Основная струя идет центром левой протоки.

Препятствие 6. Длинная шивера с обилием камней.

Препятствия 7-11. Короткие шиверы.

Препятствия 1-11 проходили сходу насквозь кильватерной колонной с взаимной подстраховкой с воды. Заняло это около 10 минут. Препятствия мощные, но линия движения легко читается с наплыва. В районе шиверы 10 встали на стоянку на ПБ.

На стоянке выяснилось, что у Ивана Морозова сильно потянута связка на плече, и продолжать сплав он не может. Поэтому разобрали один катамаран и Иван с Игорем на следующее утро обнесли рюкзаки к базовому лагерю у бывшего Солдатского моста.

Препятствие 12. Короткий порог в левой протоке. Правая маловодна. В конце левой протоки гряда камней, выступающая от ЛБ к стрелке острова.

Препятствия 13-15. Простые шиверы с выраженной струей.

Препятствие 16. Короткий порог с большим навалом на скалы ЛБ на выходе.

Препятствие 17. Порог Пестрый (5А). Длинный порог с обилием надводных и подводных камней и бочек и необходимостью маневра между ними.


 

     Встали в 7.30. Пасмурно, низкая облачность, туман. Вода прибавила еще 2-3 см и теперь уже откровенно желтая. Выплыли в 10 часов и за 40 минут дошли до серого обрыва ПБ - ориентира начала Язулинского каньона. Препятствия 1-11 шли сходу. Препятствие 12 - открыта правая протока, но следуя лоции шли левой, однако вопреки описанию камни выступали не от ЛБ к острову, а от острова к ПБ, поэтому первые два катамарана, шедшие правой строной струи вылетели на камни. Препятствия 13-15 шли сходу. Препятствие 16 - прижим к ЛБ оказался неожиданно сильный и К2 не успел от него уйти. Экипажу удалось избежать переворота перебравшись на  один баллон и оттулкнувшись от прижима, но зачалится перед препятствием 17 уже не удалось и катамаран уехал в порог "Пестрый". Свалившись в первые две бочки лагом К2, но силами экипажа был удержан на ровном киле, с некоторым трудом вытащен из бочек и зачален на ЛБ. Остальная часть группы, успешно уйдя от прижима, зачалилась на ПБ для просмотра пр.17. Пока экипаж К2 ремонтировал деформированную в прижиме раму, остальные просматривали "Пестрый". В нашу воду всем препятсвиям Чулышмана смело можно прибавлять по 1 категории. Идти сходу по струе нет никакого желания, порог представляет собой нагромождение камней с громадными бочками между ними. Наиболее безопасный проход - вдоль ПБ. После ремнта К2 пересек реку по двум бочкам под ПБ и далее по очереди прошли пр.17 (пор. "Пестрый") под ПБ всеми катамаранами.
 
         
                                          К1 в первой части Пестрого                                                                                              К3 во второй части Пестрого  
  
Осмотрели пр.18 по ПБ. Основная струю представляет из себя череду 1.5 метровых валов с обратными гребнями, заканчивающихся во второй части порога в скальном сужении серией бочек. Вероятность киля 80-90%. Сложность порога оценили не ниже 6А. 3 катамарана из 4 решили обнести порог. Один экипах решил проходить порог утром. Вечером отнесли 3 катамарана в конец порога.
 
Из-за анамально высокого уровня воды продвижение группы к 30 июля стало отставать от графика, Поставив под угрозу не только запланированную дневку, но и своевремменый выход в Телецкое озеро к заказанным катерам.
 
31 июля


Препятствие 18.
Порог Двойной (5А). Длинный порог, состоящий из двух разнохарактерных участков. Первый – достаточно мощная горка с обилием подводных камней. Второй – сужение русла с мощной струей, валы.

Препятствие 19. Затяжная сложная шивера с крупными надводными камнями.

Препятствие 20. Порог Мини – Пустячок (5В). Длина около 100 м, после заходной шиверы слив высотой 1,5 м через всю реку, разделенный крупными обломками скал. Правая часть струи бьет в крупный валун у ПБ, а средняя часть образует слив типа "унитаз".

Препятствие 21. Шивера с обилием камней.

Препятствие 22. Короткий порог с валами на выходе. Струя хорошо выражена и чиста.


    Встали как обычно в 7 утра. Пасмурно, моросит. Несмотря а погоду, вода упала сантиметров на 10. Отнесли рюкзаки за сужение во 2й ступени "Двойного". С утра валы уже не выглядят такими страшными, как вечером и по такой воде его все прошли бы. Но делать нечего - катамараны уже обнесены. Выставили страховку морковками и катамараном. Экипаж К4 прошел "Двойной" на разгруженном катамаране вдоль ПБ, уходя под ЛБ после сужения перед финальными бочками.
 
К4 в сужении второй части "Двойного" 
 
Далее шли перечалками до "Мини-пустячка". Чалка на ЛБ перед порогом. Просмотр и страховка по ЛБ. В нашу воду 1.5м слива через всю реку как такового нет. Поток разделен огромным камнем на две части. Справа проход есть, но он осложнен навалом на ПБ. Слева от камня пологий слив с бочкой типа "унитаз", но заход в слив возможен только справа на центр, т.к. слева река перегорожена громадными полуобливными плитами.  Первым шел экипаж К1 на разгруженном судне. Заходили по центру с прижимом к центральному камню и прыгали в слив. Зачалились на ЛБ для страховки следующих экипажей. Следующие два катамарана проходили порог с грузом. Вторым порог проходил К4. Перед сливом, не распознав с наплыва полубливную плиту, выехали на нее левым баллоном - в результате разворот и прохождение главного слива кормой вперед. Третим шел К2 - прошел идеально выдержав намеченную траекторию.
 
      
                К4 выезжает на полуобливную плиту. Пор."Мини-пустячок"                                                            К2 в центральном сливе. Пор "Мини-пустячок" 
 
Четвертым завершил прохождение порога экипаж К3 на пустом катамаране так же выдержав намеченную линию движения. Дальше шли походным порядком перечалками, чтобы не влететь без просмотра в "Черепаху". За 500 м до порога экипаж К2, шедший последним, не договорившись о совместых дейсвиях по глупости прижало к камню посреди реки на практически ровной воде. Вода оказалась неожиданно мощной, в результате мы открыли счет килям в нашем походе. Люди и катамаран были выловлены морковками 20 метрами ниже остальной частью группы, зачалившейся для очередного поиска "Черепахи". На берегу выяснилось, что у капитана катамарана, плывшего одельно от судна, не работает левая рука. По результам осмотра диагностировали вывих плечевого сустава. Ситуация грозила сходом с маршрута, так как выяснилось, что практического опыта вправления вывихов нет ни у одного из членов группы. Несколько человек знают только теорию либо по курсам первой помощи, либо видели как это делается на тренировках различных спортивных секций. Накачав пострадавшего коктейлем из обезболивающего и водки, начали по очереди пытаться применить свои знания на практике. В течении часа дерганье больного за руку в разные стороны и выворачивание плеча рычагом через бревно не приносило результатов. Наконец, штаный доктор, она же второй член пострадавшего экипажа, дергая руку уже больше от того, что что-то же надо было делать, нащупала нужный угол, и сустав встал на место. Больной сразу почувствовал себя лучше и даже смог двигать рукой. Сплав на сегодня решили прекратить, а решение о дальнейшем продолжении маршрута отложить на следующий день, когда будет ясно сможет ли продолжать сплав экипаж К2. Встали тут же, перечалившись на ПБ, где была удобная полка.

1 августа


Препятствие 23.
Порог Черепаха (5А). обычно в начале река делится на две протоки валунной отмелью. Левая протока менее мощная. Поток, разогнавшись на шиверистой части порога, наваливается на скалы ПБ. Ниже в правой части русла крупные обломки скал. В нашу воду валунная отмель была залита и река шла единым потоком
 

Препятствие 24. Несложная шивера.

Препятствие 25. Порог. Начинается шиверой, в конце которой водопадный слив высотой около 1 м.

Препятствие 26. Порог на S-образном повороте реки. Вначале широкое русло с обилием подводных и надводных камней, затем на резком ПП русло сужается валунной отмелью с ПБ и струя наваливается на скалы ЛБ.

Препятствие 27. Несложный порог с выраженной чистой струей.

Препятствие 28. Порог средней сложности, с камнями в русле и большой скоростью течения. Выход из порога чистый.

Препятствие 29. Порог средней сложности с резким валом на выходе.

Препятствие 30. Простой порог.

Препятствия 31-32. Шиверы средней сложности. Здесь нужно четко ориентироваться, так как вскоре за шиверой 32 на местном ЛП мощный порог №33. Ориентир его приближения – паводковый завал на скалах ЛБ.

Препятствие 33. Порог Мустафина (5В).  Разведка по ПБ. В начале порога левая часть русла забита крупными открытыми и полуобливными камнями, которые отражают основную струю к ПБ. Вода сильно наваливает на выступ правобережной скалы, образуя мощную подушку и косой слив. За сливом вода уходит к скалам ЛБ, наваливая на него.

Ниже порога река течет в невысоких скальных стенках. После порога раньше располагался мост через Чулышман, который называли Солдатским. К этому месту снизу подходит дорога от пос. Язула. Весной этого года мост сгорел дотла при неизвестных нам обстоятельствах.

Препятствие 34-80. Описание препятствий вынесено в приложение, т.к. группа их не проходила


   
    Утром перебрали раму перевернувшегося катамарана, деформированную  при оверкиле. По словам пострадавшего члена экипажа, состояние руки после вывиха удовлетворительное и позволяет продолжать сплав. Приняли решение не прерывать маршрут. "Черепаху" прошли сходу колонной. Все катамараны заходили по центру и смещались под ЛБ к концу порога обходя бочки. Далее до пр.33 ("Мустафина") шли без просмотра. Начало порога идентифицировали по паводкому завалу на скале ЛБ, но единственное место чалки на ПБ для обноса в нашу воду находилось уже практически в заходной шивере. Места для четырех катамаранов не хватало - чалились принудительно выбрасываясь на камни. Осмотр и обнос порога по ПБ. Высокий уровень воды открыл проход под ЛБ в обход прижима по полуобливным камням. Единственная трудность - необходимо было траверсировать струю под ЛБ прямо по заходной шивере, т.к. провести катамараны от места чалки на ПБ выше по течению возможно было не более чем на 20 метров - мешала вертикальная скала на ПБ уходящая в воду и сильное течение. После осмотра все четыре экипажа приняли решение проходить порог.
К1, К4, К2 успешно пересекли струю от скалы ПБ, используя тень после полуобливных камней в шевере, и прошли порог левой протокой. Экипаж К3 после двух неуспешных попыток пересечь струю принял решение обнести порого полностью. После прохождения сделали перекус на стоянке у бывшего "солдатского" моста. Во время перекуса обсудили дальнейшие планы. Учитывая четырехдневное отставание от графика и аномально высокую воду, которая сильно усложняла и без того непростые препятствия ключевой части Язулинского каньона, было принято решение обвести оставшуюся часть каньона (пр 34 - 80) полностью. Не доходя до поселка нашли фермера (по совместительству егеря) на "буханке", согласившегося за 2000р отвезти нас ниже моста через Чулышман, подальше от поселка. Во время поиска машины просмотрели некоторые препятсятвия каньона (п.44 - "Чертов Мост", п 48, п.49 - "Оборотень")) и еще раз убедились в правильности решения об обносе каньона. Косвенно правильность нашего решения подтвердила встреченная на Каракемском мосту группа из Бийска-Барнаула, которая пыталась пройти каньон чуть раньше, но после нескольких экстремальных килей каяков и катамаранов тоже отказалась от проходждения каньона в нынешнюю воду на этих типах судов. Проходить каньон они решились только на "бублике".
    Объезд каньона завершили к 20.00.
 

8.3 Сплав по Нижнему Чулышману.

 2 августа

После Язулинского моста на реке кроме перекатов и несложных шиверок нет препятствий на протяжении 10 км. От Язулы – вновь нумерация порогов.
Препятствия 1-4. простые шиверы

Препятствие 5. Порог Мини-Каша.

Открывает счет препятствиям Шавлинского ущелья. Порог начинается после левого и метров через 200 правого поворота реки почти под прямыми углами. Ориентир порога – светлая крутая осыпь ЛБ после двух изб на ПБ. Таких мест достаточно много, так что лучше ориентироваться по самому порогу – он достаточно выделяется на фоне предыдущих препятствий.

Препятствие 6. Шивера Катушка.

Расположена на почти прямом участке реки и представляет собой горку длиной 100 м. Струя четко выражена и идет по обливным камням, образуя ряд коротких невысоких сливов. Надводных камней немного.

Препятствие 7. Несложная шивера.

Препятствие 8. Порог-слив Башни.

Одиночный слив. Напротив слива на ПБ конгломератные столбы башни с огромными валунами на макушках. В нашу воду слив не был выражен.

Препятствие 9. Длинная шивера средней сложности. Крупные камни, сливы, но  проходы достаточно широкие. Длина 300 м.

Препятствие 10. Порог Поперечный.

В пороге остров. Правая протока непроходима. В левой протоке на выходе – гряда камней.

Препятствие 11. Шивера у устья р. Альдугем. в русле крупные обливные камни, струя выражена хорошо.

Препятствие 12. Порог-шивера Длинный. Мощная шивера с крупными валунами переходит в короткий порог длиной 60 м.

Препятствия 13-15. Мощные шиверы средней сложности.

Далее расположена ключевая часть Шавлинского ущелья.

Препятствие 16. Порог Стадо бегемотов-1 (5А). Порог средней сложности. Перед порогом остров с растущими на нем деревьями. В пороге много крупных полуобливных камней.

Препятствие 17. Простая шивера.

Препятствие 18. Порог Стадо бегемотов-2 (5А) – средней сложности со множеством полуобливных камней.

Препятствие 19. Порог Черный клык (5А). Река разделена продольной цепочкой камней на две протоки. Идти можно как правой, так и левой протокой. В выходной части вода движется по диагонали от правого берега к левому, и у середины слива наваливается на обломок скалы - черный клык. Разведка возможна с обоих берегов.

За порогом справа впадает р. Н.Кулаш.

Препятствия 20-21. Шиверы средней сложности.


    С утра надули катамараны. Выплыли в 11. Первый час никаких препятствий не встретили. "Мини-Кашу" так и не идентифицировали - перекаты, а затем шиверы усложнялись настолько плавно, что понять где же начинается Шавлинское ущелье не представлялось возможным. Долго ожидали "Стадо Бегемотов", но в результате вплыли в него без просмотра. "Стадо Бегеметов 1" не идентифицировали - ничем не отличался от шиверы. Зато "Стадо Бегеметов 2" произвел впечатление навалом на камень в струе на резком ЛП с последующими двумя огромными бочками и мощным треком между ними. Экипажи К1,К2,К4 успешно просчитали линию движения с воды и пройдя порог, зачалились перед следующим препятствием - порогом "Черный Клык". Экипаж К3 не сумел уйти от навала на камень, но сумел избежать переворота перебравшись на один баллон и оттолкнувшись от камня. Однако один из членов не успел одеть упоры до попадания в следующую бочку и был смыт с катамарана. Оставшуюся часть порога он прошел самосплавом держась за катамаран сбоку и был выловлен экипажем К1. К3 оставшимся гребцом был зачален в начале продольной цепочки камней, разделяющей пр.19 на две протоки. После воссоединения экипажа продолжили сплав до пр.22 (порог "Кульминация"). Зачалились в улове перед порогом сразу после хорошо заметной желтой осыпи на ЛБ. Просмотрев порог по ЛБ решили встать на стоянку (тем более, что недавно побывавшая здесь группа "Технологии приключений" оставила готовую баню, а времени было только 16 часов). Прохождением порога заняться утром.
 
3 августа

Препятствие 22. Порог Кульминация (5С). Сложный, требует просмотра для определения линии движения среди нагромождения обливных и полуобливных камней. Разведка удобнее с ЛБ.

Препятствие 23. Мощный порог средней сложности. Состоит из двух частей, разделенных быстротоком 40-50 м. Первая часть – крутой слив-горка, вторая часть – сливы, косые валы.

Препятствие 24. Длинная шивера, с обилием надводных камней, переходящая в порог Пустячок.

Препятствие 25. Порог Пустячок (5А). Начинается длинной шиверой. На выходе – сложный, мощный слив через всю реку, разделенный двумя глыбами на три части. Левый слив засорен камнями на выходе. В центральном сливе вода с высоты 1,5 м падает на острые зубья. Правый слив очень узкий, на выходе полуобливной острый зуб.

Препятствие 26.  Порог-шивера длиной 300 м. В начале нагромождение камней с узкими проходами, бочки, затем струя  разгоняется на плавном повороте, сильные навалы на камни, проход предпочтителен в левой части русла, правее центра на выходе сильная бочка.

Препятствия 27-30. Мощные простые шиверы.


    С утра редкая облачность. Уровень воды не изменился. В 9.40 начали проходить "Кульминацию". Первым шел К1. Еще при просмотре с вечера они решили идти вдоль ПБ. В целом выдержали линию движения, только перед главным сливом их развернуло кормой вперед. Зачалились на ПБ сразу за главным сливом для страховки.
 
    
 К1 проходит "Кульминацию" вдоль ПБ 

 

Вторым шел К4. Заходили справа, перед главным сливом выехали на полуобливной камень, развернулись лагом и стреляли через слив в улово ЛБ. Прошли успешно.
 
    
     К4 проходит "Кульминацию" по центру 
 
Экипажи К2 и К3 прошли одинаковой тректории по канализациям ЛБ с выходом на центр уже после главного слива.
 
         
                                                 К2 уходит под ЛБ                                                                                               К3 в валах после главного слива 
 
Остаток "Кульминации" и пр.23 шли походным порядком с вещами. Практически сразу за пр.23 зачалились на ЛБ для просмотра "Пустячка". Порог представлял собой мощные валы с прижимом к скале ЛБ и огромной заварной бочкой по центру напротив прижима. Никаких глыб, разделяющих реку на три части и острых зубов не было - все под водой. Единственным безопасным путем было плыть вдоль ПБ уходя от бочки. К1,К2,К4 последовательно успешно прошли вдоль ПБ и чалились за порогом на ПБ. К3 в центре порога навалило на камень недалеко от берега. Чтобы избежать переворота экипаж покинул судно и выбрался на берег. Катамаран с вещами уплыл в порог. Упал в бочку, но выплыл на ровном киле и был зачален в 200 м ниже по течению экипажем К2.
    Оставшиеся шиверы 26-30 Шавлинского ущелья поразили своей мощью. Некоторые были даже сложнее, чем именные пороги. Особенно выделялись на общем фоне слив-трек между двумя огромными обломками скал в русле и трек-прижим к скалам ПБ с бочками чем-то напоминаючий "Серп" в Язулинском каньоне. К1 шедший первым въехал в этот прижим без просмотра, в первой же бочке их развернуло кормой вперед и в таком виде протащило по всем оставшимся валам и бочкам на грани киля. Следующие за ним катамараны не захотели повторять такой криминальный путь успели уйти в левую протоку и обойти прижим по крутой, но маловодной горке.
 
К3 в сливе-треке одной из шивер 27 - 30 
 
После этого прижима шиверы резко упрощаются и река выходит из Шавлинского ушелья. Сделали перекус на ЛБ в горелом лесу где-то за километр до впадения Шавлы. От впадения Шавлы до скалы со светлыми жилами в виде "V" - ориентира приближения "Каши" дошли за 1.5 часа. Встали на стоянку ЛБ напротив этой скалы. Уже перед самой стоянкой обнаружили что оставили одну из камер на месте перекуса (если кто из последующих групп обнаружит потерю - видеокамеру Panasonic в синей герме, в награду за возвращение карты памяти с видеоматериалами может оставить камеру себе)
 
4 августа

Препятствие 31. Порог Бегемот. Простой, валы до 1 м. В русле отдельные крупные глыбы. Проход по основной струе.

Препятствие 32. Порог Труба. Порог простой с мощными, широкими, пологими сливами.

Препятствие 33. Шивера Предкаша - средней сложности, переходит в порог Каша практически без перерыва. Река делает ЛП и ускоряется.

Препятствие 34. Порог Каша (5В-6А).Самый сложный порог на нижнем Чулышмане. Непрекращающаяся цепь мощных сливов, пенных ям, валов, навалов на отдельно стоящие камни на протяжении около 2 км. Порог, согласно описанию В. Мустафина, традиционно делят на 5 ступеней. Их можно рассматривать как независимые препятствия.

Первая ступень (5В) начинается перед левым поворотом и на самом повороте длинной мощной шиверой с большим уклоном. На выходе вода в пологом мощном сливе наваливает на большой подводный камень, образуя большую водяную подушку, ниже которой пенная яма. Перед сливом левее его навал на зуб, осложняющий обход слева. После слива быстроток 70 метров. Хорошее место для чалки в улове ЛБ за крупной глыбой.

Вторая ступень (5С) длиной около 200 м. Начинается водоскатом с валами и бочками на прямом участке. Основной слив во второй половине ступени. Здесь мощнейшая бочка сложной структуры, которую можно обойти как слева, так и справа. Левый вариант требует прохождения узких ворот и ухода от несильного прижима в скалу ЛБ на уровне бочки. За сливом участок простой шиверы перед скалой ЛБ с табличкой. Слева большое улово.

Третья ступень (6А) длиной около 300 м. Состоит их двух частей. Первая – до правого поворота, вторая – после поворота. Первая часть имеет ряд мощных сливов под правым берегом, оттуда струя по всей длине ПП наваливает на ЛБ. После быстротока длиной 50 метров вода уходит под ПБ. Здесь мощным сливом с бочкой через всю реку начинается вторая часть третьей ступени. Слив находится между береговыми камнями ПБ и грядой крупных валунов слева. После слива еще одна бочка почти через все русло, которую можно обойти слева в более пологой части, но туда трудно попасть при оптимальном заходе на предыдущий слив. В обход слива есть канализация под ПБ. Далее участок мощной воды и чалка за скалой возле ЛБ.

Четвертая ступень (5С). Начинается после третьей почти без перерыва. Вначале правый поворот, по длине которого струя наваливает на камни у ЛБ, затем прямой участок. Концентрированная цепочка валов и бочек, сильнейшие навалы на два обливных камня в правой части русла, куда сбивает основная струя. Первый навал в середине ступени, второй, более мощный – ближе к ее концу.

Пятая ступень (6А) начинается длинным шиверистым участком с множеством камней в центральной части русла, которые разбивают струю на две части: правая более забита камнями, менее мощная, левая – более чистая, мощная, идет под ЛБ. В конце ЛП начинается длинная горка, на выходе из которой струя левее центра сильно бьет в высокий подводный камень и образует при этом водяной гриб высотой 2-2,5 м. Ниже гриба слева прижим к скале ЛБ. В правой части двойная бочка, есть вариант обхода гриба справа, который трудно просмотреть с рабочего ЛБ. После этого возможны чалки как на левый, так и на правый берег


От "V"-скалы до пор. "Труба" оказалось плыть еще около 40 минут. Порог "Бегемот" превратился в плес, опознали только по громадному камню в центре реки.  "Труба" оказалась больше похожа на мощную шиверу, и главное тут не увлечься и не уехать случайно в "Кашу". Граница между препятствиями, впрочем как и везде на Чулышмане, весьма условна. Зачалились у стоянки на ЛБ перед перед "Кашей". Просмотрели первые две ступени. В нашу воду с описанием они имеют мало общего. Идти по цетру нет никакого желания, единственным вариантом представляется проход вдоль правого берега, тем более что бочку второй ступени возможно обойти только справа. В 3 ступени открылись широкие проходы между крупными камнями вдоль ПБ, по центру сильная струя с мощными валами и бочками. До начала 4 ступени до ПП вся струя идет по центру через крупные скальные обломки. Далее прижим к ЛБ, в самой 4 ступени множество камней в русле влоть до 5 ступени. В самой 5 ступени после серии валов струя вспучивается громадным пузырем на камне по центру русла и падает более чем 2х метровым сливом в громадную заварную бочку.
 
         
                                            Третья ступень Каши                                                                                           Водяной пузырь 5 ступени "Каши" 

Прохожднение Каши начали тандемой К1 и К4. Оба экипажа проходили вдоль ПБ сразу две первые ступени. Страховка была организована в улове ЛБ после 2 ступени под скалой с табличкой Венгеру. Первым прошел К4, успешно зачалившись на ПБ перед 3 ступенью. Шедший вторым К1 успешно преодолев две ступени, не смог перегрести струю для чалки на ЛБ перед 3 ступенью и едва не ушел в нее, но был принудительно зачален с помощью морковки. От дальнейшего прохождения порога К1 отказался. Силы всей группы теперь были сосредоточены на организации страховки и съемки, решившего проходить порог далее, К4. Были выставлены три морковки - две в конце третьей ступени, призваные стащить катамаран или людей в случае авариии со струи в улова ЛБ, и одна в прижиме на ПП в 4 ступени, куда уходила основная часть струи с целью не допустить дальнейшего ухода в продолжение 4 и 5 ступень. В самом начале 3 ступени, в одном из проходов, не расчитав силу струи, К4 перевернулся через нос. Обы члена экипажа успешно выбрались внутрь рамы. Первые две морковки не сработали. Катамаран был зачален на ПП третьей морковкой и люди выбрались на берег, но удержать судно не получилось. Катамаран застрял в камнях и корнях огромной сосны ниже по течению около ЛБ. С помощью двух морковок его удалось сдернуть с корня и вытащить на берег. Экипаж К4 перечалился в начало 5 ступени и обнеся ключевое место сплавился до конца "Каши", в место где тропа обноса подходит близко к воде. По пути исполнили кормовую свечу на небольшом с виду валу, еще раз убедившись в мощи воды.

      
                                     Киль К4 в 3 ступени "Каши"                                                                                                         Спасработы 
 
Вечером обнесли К2 и К3 по торопе в конец порога. Тропа обноса хорошо выражена, идти по ней просто, если не принимать во внимание сложный рельеф и обилие колючих кустов. К1 обнесли по камням ЛБ в конец 5 ступени.
 
5 августа.

Препятствия 35-37. Мощные шиверы.

Препятствие 38. Порог Ворота (н/п). Образован большими скальными обломками, перегораживающими реку. Между ними щели не более 1 м, застрявший плавник. На обломки мощный навал. Единственный существовавший ранее нормальный проход у ЛБ ныне завален обломком скалы в результате землетрясения. Просмотр возможен с обоих берегов.
Препятствия 39-40. Шиверы средней сложности, упрощающиеся по мере удаления от Ворот.

Препятствие 43. Порог – шивера с крупными надводными камнями, но несильным течением. Проходы широкие и видны с наплыва.

Препятствие 44. Простой порог. Река перед порогом разбивается на три протоки. Заходить можно любой, но лучше средней, правее высокого камня в форме направленной призмы. Затем река делает поворот направо, и здесь по диагонали к руслу от ЛБ река перегорожена камнями и глыбами. В центре русла две глыбы и еще две у ПБ.

Препятствие 45. Шивера расположена через 200-300 м за пр. 44. Состоит из двух коротких ступеней. В русле много надводных камней.


    Всю ночь шел дождь, но с утра ясно. Обнесли рюкзаки. Выходные шиверы "Каши" вплоть до пор."Ворота" (пр.35-37) очень мощные, приходится постоянно работать, чтобы уходить от бочек и обратных валов. От комовых свечей часто спасает только то, что катамараны груженые. На другой реке небольшой участок такой шиверы вполне мог бы сойти за порог 5 к.с. Для осмотра пор."Ворота" зачалились на ПБ. С удивлением обнаружили, что порог вполне проходим - ширина правой протоки с избытком достаточна даже для четверок. Данный факт еще раз подтвердил аномально высокий уровень воды, так как ни в одном отчете не упоминалось случаев прохода "Ворот".
 

К3 в правой протоке пор."Ворота" 
 
После "Ворот" спокойный сплав до пр.44 - порог действительно простой, но без просмотра идти не хочется. Линия движения с наплыва совершенно не просматривается. После просмотра прошли колонной вдоль ПБ. После первой части пр.45 встретили знакомую группу из Саратова и встали на стоянку ЛБ вместе с ними. Вечером ходили на просмотр "Туданского". В нашу воду в первой ступени вертикальных сливов нет, открылась канализация вдоль ПБ, но идти в нее никакого смысла нет. Средний слив пологий с небольшой косой бочкой. Левый слив тоже простой, но после него сильный навал на скалу ЛБ. Вторая ступень усложнилась - основная масса воды идет в средний проход со сложным сливом, где киль практически неизбежен. Проход возможен только под ЛБ. Выходная шивера стала проще - навалов на камни нет, только высокие валы.
 
6 августа.

Препятствие 46. Порог Туданский (5С). Красивый и мощный. Разведка возможна по обоим берегам, предпочтительнее по ЛБ. Перед порогом сильный подпор, вода практически стоит. Вход в порог разделен двумя крупными скальными обломками на три части. Между ними сливы высотой 1.5 м. Левый слив – с треком и навалом на скалу. Средний слив прямой. Правый проход маловодный и в нашу воду непроходим. Далее после 50 м быстротока-плеса струя упирается в нагромождение камней и образует слив влево через большую обливную плиту. Заход в слив осложнен подушкой на обливном камне в левой его части. Перед сливом – прижим к скальному обломку справа. Ниже идет цепочка мощных валов и бочек до конца порога, навалы на камни.

Препятствие 47.  Мощная шивера средней сложности. После шиверы выраженный 100м плес перед порогом Коварный, чалка к ЛБ.

Препятствие 48. Порог Коварный (5В). Состоит из двух ступеней, между которыми можно без проблем чалиться к ЛБ. На входе подпор, затем горка, упирающаяся в гряду больших валунов. В центре – сильный навал. Правее – мощный косой слив. Слева довольно широкий проход, но туда идет мало воды. Далее 50 м спокойной воды, еще один мощный слив, навал на гряду камней от ЛБ, справа бочка. Затем цепочка мощных валов. На выходе узкие косые ворота из двух обливных камней.

Препятствие 49. Мощная шивера средней сложности. Ею Туданский каскад и заканчивается. После этого 10-15 минут сплава по простой воде до каскада Итыкайских шивер.

Препятствия 50-51.  Итыкайские шиверы (5А). 2 км участок мощных шивер – последнее значимое препятствие на реке. Вначале порог с множеством больших камней в русле и навалом воды на них. Далее шивера-порог с большим количеством обливных и полуобливных камней в русле, валов и бочек. Каскад кончается левым поворотом, на котором шиверы упрощаются.


    С утра проходили "Туданский" на разгруженных судах. К1 и К4 прыгнув в центральный слив первой ступени легкомысленно отнеслись к мощи струи и с трудом успели перегрести в левый слив второй ступеи. К2 обошелся без резких движений, траверсировав струю практически сразу после первой ступени. Вторую ступень и выходную шиверу все прошли успешно. К3, сомневаясь в своих силах уйти в левый слив второй ступени порог обнесли.

     
                       К4 на заходе в центральный слив 1 ступени "Туданского                                                              К2 в шивере на выходе из "Туданского" 
 
Порог "Коварный" просмотрели по ЛБ. В широком проходе слева в первой ступени воды достаточно - все решили идти туда. Во второй К1,К2,К3 - канализацией вдоль ЛБ, К4 - по основной струе. Шли тандемами. В первой ступени К1 прошел как и планировал и ушел во вторую по канализации вдоль ЛБ. К4 в первой ступени не смогли уйти под ЛБ, в результате косым валом были отброшены на центр и выехали лагом на подушку перед камнем, но успешно съехали с нее влево и проехав по бочке ушли во вторую ступень по основной струе. Пройдя по всем валам и задержавшись пару раз в бочках зачалились на ЛБ рядом с К1 за порогом. Следом шли К2 и К3. К2 прошел аналогично К1. К3 же, каким-то образом умудрился врезаться рамой в затопленный клык и пробить баллон и немного погнуть раму в первой ступени. Пришлось задержаться на ремонт.
 
        
                                      К2 в первой ступени Коварного                                                                                        К3 во второй ступени Коварного 

Во время ремонта плохо вытащенный на берег К2 набегающими волнами смыло в воду и катамаран с вещами ушел во вторую супень без людей. Экипаж уплывшего катамарана побежал догонять судно по дороге левого берега, а К1 отправился ловить его по воде. Где-то километром ниже К2 выбросило на камни ПБ, окуда его снял К1 и зачалил на ЛБ уже в самом начале Итыкайских шивер. К3, завершив ремонт, попытался пройти вторую ступень "Коварного" как планировал по канализации ПБ, но, не сумев вырулить, ушли в право на осовную струю.
    Итыкайские шиверы в нашу воду оказались достойным завершением сплава по Чулышману - пара километров мощнейших валов с бочками в шахматном порядке. Шли сходу, стараясь держаться ближе к берегу и обходя наиболее криминальные места. Последний участок с обилием надводных камней проходили по левой протоке. После ЛП почти на 90 градусов с отвесной скалой на ПБ река резко упрощается и далее уже до самого Телецко озера представляет собой сплав по спокойной воде. Через час после окончания Итыкайских шивер доплыли до устья Чульчи. Стоянки на островах в дельте Чульчи оказались заняты - встали на коренном ПБ Чульчи на оборудованной стоянке рядом с группой медитаторов из Москвы и Новосибирска. Вечером приехал на мотоцикле пьяный алтаец с двумя друзьями с соседнего кордона Аккурум собрал по 100 р за палатку и еще час парил мозги, затем уехал и более не досаждал.
 
7 августа.
 
Дневка. Сходили на водопад Учар. Тропа идет по правому берегу Чульчи, хорошо натоптана: через все крупные притоки перекинуты мостики, в одном месте, где приходится идти по трещине в почти вертикальной скале натянуты стационарные перила. Дорога в одну сторону (если не сбиваться с тропы) занимает порядка 2.5 часов. При наличии свободного времени рекомендуется посетить водопад.
Водопад "Учар" 
 
На левом берегу Чулышмана, напротив Чульчи организован магазин, где можно купить все необходимые алкогольные напитки и продукты питания, включая живых баранов и даже мясо браконьерски убитых маралов. Отсюда же местными турфирмами организован сплав на рафтах до Телецкого озера.
 
8 августа.
 
Сплав от устья Чульчи до Телецкого озера. Выплыли в 8 утра и практически не гребя приплыли на т/б "Кырсай" в 16. По пути заходили в магазин в Балыкчи. В Балыкчи есть стационарный телефон - можно связаться и уточнить время для заказанных катеров. Впрочем более эта возможность вряд ли будет востребована - по словам работников т/б "Кырсай" 21 августа МТС запускает сеть на южной оконечности Телецкого озера. К слову сказать - это будет первая возможность воспользоваться сотовым телефоном на всем протяжении реки.
 
9 августа.
 
В 9 часов погрузились на заказанные заранее катера и отбыли в Артыбаш. Путь через Телецкое озеро в зависимости от погоды занимает от 2х часов. В Артыбаше погрузились в ожидавшую нас "Газель" от БАТ. В 19.30 выгрузились в аэропорту Барнаула. Поход окончен.

  
 9.Обеспечение безопасности

    Личная безопасность обеспечивалась наличием у каждого участника каски, спасательного жилета достаточного объема, защитного костюма, ножа на жилете и гидрокостюма. Группа имела несколько подробных описаний по разной воде и лоцию реки. Дополнительная ориентировка осуществлялась с использованием GPS-навигатора. На каждом катамаране имелся также не менее одного страховочного конца, два запасных весла, рация.  Основная аптечка и ремнабор присутствовали в двойном экземпляре. При прохождении маршрута в общей сложности было потеряно 4 весла: 2 сломано и 2 упущено при оверкилях.

    При сплаве применялись: разведка ключевых препятствий и подходов к ним, а также участков ответственных чалок; обнос груза на участке  пр. 34 – 80 в Язулинском каньоне, а также при прохождении порогов Двойной, Каша и Туданский; страховка с берега (морковками) и с воды (катамараном).  Несмотря на малое количество аварий,  некоторые аварийные ситуации привели к травмам участников и автономным заплывам. Однако все проблемы были решены группой самостоятельно и позволили не прерывать маршрут.

10. Выводы и рекомендации

10.1 Спортивная оценка маршрута

Маршрут по Чулышману с верховьев до Телецкого озера соответствует VI к.с. по отечественной классификации. Маршрут насыщен интересными и разнообразными по характеру препятствиями. Здесь представлены практически все виды порогов – и техничный слалом, и высокие водопадные сливы, и мощные “силовые” пороги. Особенностью маршрута является высокая концентрация препятствий в каскадах, основные силы отнимают, пожалуй, не ключевые препятствия, а плотный “пятерочный” фон. Сплав по Чулышману требует серьезного напряжения сил и психологической совместимости группы. Для полноценного прохождения маршрута желательно, чтобы основа группы уже имела опыт сплава по рекам VI к.с. Однако возможно участие в походе по Чулышману в составе группы и менее подготовленных участников, поскольку благодаря хорошей береговой обстановке все ключевые препятствия легко могут быть обнесены. Возможно прохождение укороченного маршрута с выходом в Язуле, который и в этом варианте представляет собой полноценную “шестерку”, но может быть осуществлен в короткие сроки и носить тренировочный характер. В этом случае уместно автомобильное сопровождение группы вдоль Язулинского каньона. Маршрут доступен для всех типов судов от плота до каяка и каноэ (и пройден на всех этих типах судов).

 

Воду в Чулышмане в момент нашего прибытия можно было оценить как очень высокую. Лето 2009 на Алтае выдалось необычно холодным и дождливым. По словам одной местной жительницы такого плохого лета не было уже 125 лет (спрашивать женщину о возрасте мы тактично не стали,но выглядела она значительно моложе). При прохождении Ябалинского и большей части Язулинского ущелий непрерывно шли дожди. Порой за день случалось 3-4 грозы. Один раз даже с градом. Это вылилось(в буквальном смысле) в подъем воды в реке, которую на протяжении всего похода можно охарактеризовать как аномально высокую, доказательством чему служит свободное прохождение всегда негабаритного порога Ворота. 

Общий характер реки в такую воду немного изменился - большинство именных препятствий упростилось, но сильно усложнился фоновый сплав. Например многие шиверы Ябалинского, Язулинского, Шавлинского ущелий, шиверы между "Кашей" и "Воротами", Итыкайские шиверы стали сложнее и опаснее чем тот же Туданский порог. Исключение составила ключевая часть Язулинского каньона (пр.34 - 80) - она стала еще сложнее чем обычно и не пригодна к безопасному сплаву на катамаранах-2. Тем не менее исключение из спортивной части этого участка не снизило категорийности всего маршрута.

10.2 Тактика движения

Участками, определяющими сложность маршрута, являются участок Язулинского каньона от пор. 44 Чертов мост до пор. 71 Мария Ивановна, а также порог Каша. Эти участки безусловно требуют подробной разведки, страховки и взвешенной оценки возможности прохождения в зависимости от уровня воды и опыта группы. Что касается остальных препятствий, то тут нужно также адекватно отреагировать на уровень воды и реальную силу группы. Экипажи должны быть способны с запасом прочности преодолевать препятствия как минимум до четвертой к.с. (включительно) сходу, в противном случае в ущельях будет проблематично обеспечить надежную взаимостраховку, либо прохождение маршрута несоразмерно затянется. В любом случае, относиться с пренебрежением к “фоновым” препятствиям не стоит. Опыта участников группы хватило для прохождения подавляющего большинства препятствий сходу.

 

Все препятствия Чулышмана без проблем разведываются, скальное снаряжение не требуется. Со стоянками на Чулышмане проблем также нет, прервав сплав практически в любом месте, можно найти неподалеку приемлемую стоянку.

 

С особым вниманием нужно отнестись к подготовке картографического материала, чтобы иметь возможность спланировать аварийный выход с маршрута в случае необходимости. Населенные пункты по всей длине спортивного отрезка реки отсутствуют. Большую часть пути группа проводит в условиях полной автономности. На маршруте существует много возможностей для радиальных выходов. Таковые могут проводиться к многочисленным водопадам на притоках, на каменные грибы возле кордона Аккурум.

10.3 Выполнение плана и его итоги

За огорчительным исключением, связанным с необходимостью обноса ключевой части Язулинского каньона, спортивная часть плана путешествия была выполнена. Поход не преследовал целей “побеждать реку и совершать подвиги”, поэтому шли то, что могли себе позволить без чрезмерного риска. Путешествие было совершено в полном соответствии с заявленными сроками, хотя ряд обстоятельств грозил сорвать план и привести к аварийному выходу.

 

Оценивая действия группы на реке, нужно признать, что она была не вполне готова к этому маршруту: во многих ситуациях не хватало уверенности для быстрого принятия решений, недостаточно оперативно происходила обработка порогов. Тем больше ценность разнообразного опыта, приобретенного группой в этом путешествии!

Что же касается общего впечатления от похода, оно осталось прекрасным. Разнообразие и красота сменяющихся пейзажей, скалы, озера и водопады в сочетании с разнообразными и интересными порогами дадут богатую пищу для воспоминаний тому, кто пройдет этот маршрут. На Чулышман часто возвращаются вновь, и нас теперь это не удивляет. Возможно, на эту реку вернемся и мы.

10.4 Местное население и зоны ограниченного доступа

На всем протяжении маршрута местное население встречалось только в пос.Язула и после пор.Ворота, где вдоль реки проходит дорога. Видели одного рыбака в устье Шавлы. Единственная встреча, которую можно назвать неприятной, была с пьяным хозяином кордона Аккурум на Чульче, требующего деньги за стоянку, но и она особых проблем не принесла. В общем местное население агрессивности не проявляло. Случаев (и даже попыток) воровства группа не зафиксировала.

 

Заброска на Богояш проходит через пограничную зону. Значительная часть путешествия проходит по территории Алтайского государственного заповедника. Подробно о порядке и проблемах связаных с посещением этих зон описано в п.7 "Заброска и выброска с маршрута".  Поборов за посещение заповедников не было. Егерь встретился только в пос.Язула, но нам удалось его запутать рассказами о том, что мы только что приехали. В результате с протоколом он от нас нас отстал (может помогло то, что именно его мы наняли на обвоз Язулинского каньона).

10.5 Прочее

При подготовке к походу, если Вы собираетесь стартовать с Богояша, не забудьте взять с собой репеллент от комаров, которых на Богояше и в верховьях Чулышмана довольно много. В наше холодное лето комары были вплоть до Шавлинского ущелья. По пути обязательно запаситесь дровами на этот участок до Ябалинского каскада, либо имейте с собой примус или газовую горелку.

Особо отметим небывалую активность клещей. На стоянке у пор.Кульминация один из участнков после прогулки по лесу снял с себя за вечер порядка десятка клещей. Некоторые находили присосавшихся паразитов даже при возвращении в Москву.

11. Приложения

Подготовка к походу

Схема реки

           

       

Места стоянок (точки в формате ОЗИ)
Путь заброски на автомобиле на Богояш (трек в формате ОЗИ)

12 Фотографии и видео


                                

Hosted by uCoz