Маршрут № 19 в БД походов Весло.ру
Поготовка к походу
График движения
Видео

Как все начиналось

19.12.2007

Вчера купили билеты до Барнаула.

Уж не помню, по какому поводу собирались мы у Насти. Помню только, что Светка Масько с горящими глазами притащила только что полученный диск с фильмом Постнова «Затерянный Кадрин». Речка всем понравилась – малорасходная, крутопадающая, а в конце фильма большими буквами и подкупающим голосом: «Кадрин стоит пешки». И как-то так получилось, что тут же нашлось необходимое количество готовых туда пойти, хотя с какой стороны на эту реку не иди, пешка меньше 50 км не получится, а люди подобрались в основном не особо пешку жалующие. Тем более с катамаранами. Наивные – они, оказывается, на лошадей надеялись.

Билеты решили брать в декабре, рассудив, что дешевле они вряд ли станут. Самые дешевые билеты у «С7» и «Аэрофлота» стоят практически одинаково: по информации на их сайтах, соответственно 9900 руб. и 9500 руб. туда и обратно. Очень не хотелось лететь из Шереметьево, но в результате решили покупать «Аэрофлот».

Причины:

  1. Формально у «Аэрофлота» на 10 кг больше можно везти бесплатно – 20 кг багажа + 10 кг ручной клади (у «С7» вес ручной клади входит в 20 кг багажа). Хотя я еще ни разу не видел, чтобы при посадке в самолет проверяли бирки на ручной клади (чем активно пользуются водники, пихая в маленькие рюкзачки чуть ли не по 15 кг всяких гидр и веревок). По телефону в «С7» назвали цену перевеса – 165 руб. за 1 кг
  2. У «Аэрофлота» более удобное расписание. Если «С7» летит из Москвы в 22-30, то у «Аэрофлота» есть рейс в 1-30. Учитывая, что вылетаем в пятницу после работы, лишние 4 часа будут только кстати.
  3. Ну и все-таки «Аэрофлот» на 500 рублей дешевле

Билеты забронировал через сайт «Аэрофлота» за себя и Настю, еще и сразу же заплатил карточкой. Оказалось, что при бронировании и покупке через Интернет «Аэрофлот» дает 3%-ную скидку. В итоге получилось 9280 руб. за один билет. Когда получали билеты в офисе, к тому же еще выяснили, что сдать билет можно со штрафом всего в 36 руб. (за бланк), если сдаешь более чем за сутки до вылета, так что, если по какой-нибудь акции появятся еще более дешевые билеты, то мы ничего не теряем. Кстати сказать: в очередной раз поразился тем, кто до сих пор ездит так далеко поездами в надежде сэкономить. Получается, что билет на самолет стоит в 1,5 раза дороже плацкарта, но на 30% дешевле купе. Если при этом учесть разницу во времени и стоимость пива, выпитого за 3 дня в поезде, то получится, что самолет в любом случае дешевле поезда. Так что летайте самолетами «Аэрофлота».

15.04.2008

Написал Ивану Замчалову из «БийскАлтайТура». Он сильно удивился нашим планам плыть по верхнему Кадрину, но машину обещал без проблем. С ценами было пока не понятно, говорит - бензин все время дорожает, о конкретных ценах решили договариваться в июле.

После майских праздников к нам решили присоединиться еще двое: Дима Елисеев и Антон Грязнов. В общем, решили, что, если у них получится пойти, то больше народу брать не будем – 4 двойки вполне достаточно для такой реки, чтобы не сильно тормозить и выдержать все сроки.

Нас 8 человек. Дима и Антон едут в Барнаул через Новосибирск, обратно в Москву из Барнаула. Билеты им обошлись уже в 17 тысяч рублей

10.06.2008

Позвонили из «Аэрофлота»: наш рейс отменили, а нас пересадили на другой, – теперь вылетаем почти на сутки позже. Обратно, впрочем, тоже на сутки позже, так что во времени почти ничего не теряем. Придется только с самолета сразу на работу, а Диме и Антону - ждать нас в Барнауле. Но нет худа без добра: у них будет полдня, чтобы закупить продукты, и мы сможем сразу из аэропорта ехать на реку.

14.06.2008

Ответил Иван из «БийскАлтайТура», заброска через него из Барнаула в Саратан будет стоить 22500 руб. За то, что нас увезут выше Саратана, попросили еще 500 руб. Торговаться не стал – на восьмерых не так много получается.

Нашли еще телефон водилы из Усть-Улагана – надо будет позвонить узнать насчет заброски на оз.Чейбеккель. Водитель в Усть-Улагане постоянно недоступен – придется искать лошадей на месте.

22.06.2008

Провели последнюю (впрочем, она же была единственной) встречу у Галки в клубе. Вроде все нормально – все гейнеры закуплены, карты напечатаны. Все почему-то жутко боятся сублиматов и гейнеров. Утром нам с Настей пришла в голову свежая идея – раз уж сублимированное мясо стоит 2500 за кг, то почему бы не попробовать вместо него Hills (кто не знает, это собачий корм, один из лучших). Стоит не в пример мясу – на 2600 руб. можно купить 15 кг, а если почитать состав, то даст мясу 100 очков вперед. В общем, решили взять в качестве эксперимента на один раз этого корма, естественно втайне ото всех. Посмотрим, заметит ли кто-нибудь подмену. Сегодня вечером попробую сварить с ним кашу – вдруг на вкус дерьмо? Хотя под пиво, говорят, нормально идет… Попробовал – гадость редкостная, и как кошки это едят? Не смог съесть даже чайной ложки.:) Сухой грызть еще ничего, но размокший – тошнота страшная. Не будем брать.

Как все получилось

26 июля. Днем приехал к Насте, раскидали катамаран на два рюкзака и пошли на Курский – в 18.15 электричка до Савеловского. Позвонил Ярослав – попросил без него в аэропорт не ехать. На Савеловском купили билеты на аэроэкспресс. Все-таки Шереметьево жлобский аэропорт, мало того, что электрички редко ходят, так и стоит 250 руб. Домодедово стал еще любимее. Ярослав приехал буквально за 10 минут до отправления экспресса. Через 40 минут были уже в Ш-2. Нас встретил Диман и, не без труда запихав нас троих с рюкзаками и веслами в свою «Ниву», отвез в Ш-1. Там все уже в сборе, встречают нас бутылкой вина. В аэропорту переоформили билеты и встали в очередь на регистрацию. Пока стояли, Вован стрельнул у какой-то группы остатки упаковочной пленки и обмотал свой рюкзак с торчащими во все стороны трубами. Кстати, всем рекомендую перед полетом купить упаковочную пленку и обматывать рюкзаки самим. Рулона за 70 руб. хватит на три рюкзака – в то время как упаковка одного рюкзака в пленку в аэропорту обойдется почти в 300 руб.

На регистрации оказалось, что как мы ни распихивали тяжелые вещи по ручной клади, все равно перевес был почти 70 кг. По официальным тарифам это стоит почти 10 тыс. руб. Тут же подошел представитель «Аэрофлота» и предложил заплатить за перевес без квитанции ему на руки 5 тыс. руб. Что мы с радостью и сделали – нам все равно кому платить. Далее магазин – виски - самолет, в общем, все как обычно. Вылетели по расписанию и через 4 часа сели в Барнауле.


27 июля. Вышли из самолета – на улице прохладно, +18, но ясно. Чувствуется, день будет жарким. Тут же позвонил водитель из «БАТ» – нас уже ждут. Получили вещи, погрузились в «Газель» и поехали в гостиницу за нашим продуктовым авангардом. Дима с Антоном в Барнауле со вчерашнего дня – закупают продукты. В 9 часов, наконец собравшись все вместе и загрузив две больших сумки с едой, выехали из Барнаула. По пути заехали в Бийске в офис «БАТ». Заплатили 13 тыс. руб. за машину до Акташа и 4 тыс. руб. – предоплата за «Газель» из Чемала в Барнаул.

До Акташа добрались к 21 часам. ГАЗ-66 нас уже ждал, но выехать на Башкаус сегодня уже не успеваем – поздно. Быстро перегрузившись, поехали на ночевку на специально выделенную поляну за поселком – как оказалось, все более-менее ценные с точки зрения туризма места в республике давно либо выкуплены, либо сданы в аренду, поэтому стоять, где хочется просто так нельзя.

Поляна для ночевки оказалась вполне приличной: есть ручей и лес для постройки рам. Весь вечер рубили елки для рам (на верхнем Башкаусе, по рассказам, лес, годный на раму, давно закончился) и раскладывали продукты по дежурствам. Уже затемно какая-то фирма привезла еще человек 25 – коммерческие пешеходники, приехали смотреть затмение. Засыпали под пение этих самых горников. Пели, надо сказать, хорошо.



Стоянка за Акташем

28 июля. Встали в 6 часов – сегодня надо заброситься, отстапелиться и желательно немного проплыть. На улице +12, ясно. В 7-45 выехали. Оказалось, с машиной нам опять не повезло, как и два года назад в Киргизии, - несмотря на то, что машина выглядела нестарой, ехала она с трудом, по асфальту больше 50 км в час не могла, а в гору вообще еле тянула. В результате в Улаган приехали только в 15. По пути сделали пару попыток найти лошадей на Кадрин, но безуспешно – все на сенокосе. В Улагане наш водитель свел нас с какой-то местной теткой-предпринимателем, она обещала поискать нам лошадей. Встретили большую группу велосипедистов. Мы с Женькой поговорили с милой девочкой, ожидавшей остальных в тени ларька – оказалось, почти коллеги. Бауманский велоклуб «3х9». Я даже несколько лет назад ходил к ним на лекции и ездил на скатки. Девочка, правда, была какая-то напряженная и говорила с нами без энтузиазма. Вроде только из Москвы, еще одичать не успели – чего нас бояться?


По дороге из Акташа в Улаган. Оз.Балыктукель

До Мукурачика оказалось не 10 км, как я прикидывал по карте, а все 20. Дорога сильно петляет, часто круто поднимается, далеко уходя от реки. С дороги Башкаус кажется совсем простым, - там, где реку видно, только плесы. Наш драндулет еле едет, несколько раз даже приходилось выходить. За 500 метров до финиша вообще закипел и не смог въехать на последнюю горку, пришлось ждать пока остынет. За то, что проехали больше, чем договаривались, пришлось накинуть водителю тысячу.

В результате приехали сильно позже, чем расчитывали. Каты собрали только к 20 часам. Купленной на глазок стропы для скруток оказалось мало: завязывать узлом ее не хватило. Пришлось сшивать кольцом. Выглядит ужасно ненадежно. Завтра посмотрим, до Саратана еще далеко. Сегодня решили уже никуда не плыть.


Дорога вдоль Башкауса, недалеко от Мукурачика

Стапель, сборка катамарана

29 июля. Встали в 7 часов, на улице все так же ясно, в тени +9. За пару часов позавтракали, собрались и отчалили. Первым катом отправили Светку с Ярославом, она уже была тут пару лет назад – должна помнить, где начинаются пороги. В 500 метрах впереди сужение и что-то похожее на мини-каньон. Из описаний у нас - только отчет уфимцев (группа Вахова), по которому совершенно не понятно, что это за препятствие. Вроде должен быть каньон Змейка. Из препятствий в нем оказались пара невысоких сливов. Нам, правда, хватило: скрутки начали раваться в первом же, во втором продолжили. Очень интересно слышать, как в сливе одна за другой рвутся скрутки, как будто пуговицы отлетают от рубашки. Катамаран сразу делается более гибким. Повезло, что каньончик простой и короткий, а то бы поплыли каждый на своем баллоне. В результате из 12 скруток порвалось 6. Сразу встали, забрали у Вовки моток стропы и заменили все пораванные скрутки на нормальные. Впереди сегодня по плану еще Щель – не хочется, чтобы катамаран разобрало прямо в ней.

Светка с Ярославом уплыли в Щель сходу – почему-то Светка его не опознала. Но прошли успешно, хотя и сделали телемарк на заходе и уплыли в щель кормой вперед. Вовка с Женей зачались уже в пороге, метров за 50 до щели.

Щель оказалась действительно узкой, как раз под размер двойки. Перед ней несложная заходная шивера на левом повороте с четко видимой линией движения. Заход в саму щель неровный – справа подушка, от нее косой слив налево в собственно щель и небольшая бочка. Не зря сделали нормальные скрутки.

Сразу за Щелью обнаружили группу из Питера – обносят четверку. Причем спускали они ее на воду сразу за узостью на струю на веревке – еле удержали. Да и Вовка с Женей добавили им адреналина, стартовав как раз когда в тот момент, когда они собирались садиться, – места там мало, вполне могли снести их четверку. Антон с Димкой прошли идеально, почти не чиркнувшись. Ну а мы с Настей заехали носами на подушку справа перед щелью, в результате кат развернуло, и в щель мы ехали уже задом. Расклинились на выходе, но, потолкавшись о берега, довольно быстро выплыли на чистую воду, повторив, как позже выяснилось, маневр Светки и Ярослава. После Щели еще пара несложных пологих сливов прошли сходу, и далее начались плесы до Предбанного.

На ночь встали в 18 часов на поляне с красной смородиной где-то на полпути между Щелью и Саратанским каньоном. Пока разводили первую порцию спирта я успел окончательно заменить скрутки на катамаране.



Просмотр мини-каньона
Замена скруток
Обнос четверки
Я и Настя в Щели

Антон и Дима в каньоне
Заход в Щель
Антон с Димой в Щели
Вовка с Женей в Щели
В ожидании вечера

30 июля. Выплыли в 9-30 утра, за 2 часа спокойного сплава по плесам доплыли до Предбанного - начала Саратанского каньона. Порог оказался простым каньончиком, который в нашу воду вполне можно было идти сходу. Сразу за ним первый порог Саратанского - Камень преткновения. Просматривали по ЛБ, но дойти до ключевого места практически невозможно, смотрели издалека - видно только, что вода уходит пологим сливом, видимо, с бочкой, через камни слева направо, далее - прижим к скале ЛБ, и вся струя бьет непосредственно в КП – огромный бульник посреди реки, от которого надо уходить опять же влево.

Идем по очереди. Первыми шли Ярослав И Светка. В слив зашли левее центра. Стало ясно, что бочка все-таки есть – катамаран как будто провалился и затормозился. Прижим и сам Камень прошли нормально и встали сразу за порогом на ПБ – снимать, как пойдут остальные. Вторыми шли Вовка С Женей. В слив вошли по центру – было видно, что так лучше: кат не проваливался и не тормозился. Третий кат - Антон и Дима - не смог уйти от прижима, а потом и от Камня, посидели и там и там, но благополучно отпихнулись в обоих местах. Мы, пройдя все нормально, не увернулись от Камня, хотя на видео все равно этого не видно, так как снимали только снизу. Зато ошибки всех остальных мы сверху очень удачно засняли.

Далее препятствия идут очень часто, но все не сложные, не выше 4 к.с., шли с ходу. Хотя мы в одном месте не увернулись от камня по центру русла – чуть не кильнулись, оказалось, что вода сильная, и расслабляться не стоит. Уже к концу каньона, буквально на предпоследнем пороге, нагнали питерскую группу. И порог-то вроде простой, и с воды видно, как можно идти, но оказалось, что этот проход заканчивается небольшим подковообразным сливом, по краям которого очень острые камни и, если точно в него не попасть, то разрыв баллона почти гарантирован. Хотя, если его просмотреть заранее, видно, что есть более сложная, но безопасная траектория. В результате выяснилось, что у питерцев кильнулись две четверки, причем одна порвалась настолько, что внутренний баллон уже восстановлению не подлежал, и они собирали остатки ката и дальше собирались выплывать в Улаган тремя экипажами на двух. К тому же оказалось, что один мужик у них при киле сломал палец. Настю как доктора сразу привлекли к консультации, но максимум, что смогли сделать сами, прибинтовать сломанный палец к остальным. Мужику по- хорошему надо было уже давно выбираться на дорогу, благо до Улагана не очень далеко, а не сидеть уже несколько часов, охлаждая руку в реке в ожидании, пока разберут один кат и починят второй. А ведь они собирались идти нижний Башкаус, непонятно, на что рассчитывали. Тем более что их на двух четверках ехало человек 10.

У нас, как оказалось, тоже без аварий не обошлось, правда, все было не так трагично. Обошлись без жертв. Антон с Димкой, взяв слишком вправо, сделали дырку в баллоне почти на полметра. Да и Ярослав со Светкой тоже надорвали внешнюю шкуру сантиметров на десять. У нас и Вовки с Женей повреждений не было. Загорали часа два, ремонтируясь и наблюдая, как чинятся питерцы. Они, кстати, на радость нам, остатки порванного баллона вообще выбросили – мы разобрали его на заплатки, а Димка отрезал себе половину с соском – попытаться склеить сидушку, потому что одну он забыл в Москве и плыл на пустых пластиковых бутылках.

Следующий порог каньона начинался прямо за местом ремонта и требовал маневра. Вода уходила по дуге под ПБ, и на входе опять была щель размером как раз под кат-2. С этим порогом все справились. Даже не прижало никого. Остаток каньона прошли без проишествий и выплыли на плес, который длится уже до самого Улагана. Перед поселком наткнулись на грузовик посреди реки. Вовка с Женей поплыли посмотреть поближе на это чудо и обнаружили в кабине двух алтайцев, бабушку с дедушкой, – оказалось, они только недавно сюда заехали – пытались переехать вброд, но, как выяснилось, там было слишком глубоко. Сделали доброе дело, перевезли несчастных на берег и тут же были вознаграждены - нашли на берегу весло.

К мосту через Башкаус в Улгане приплыли только в 17-50. Ночевать в поселке не хотелось, и пока все разбирали каты, мы с Женькой пошли в магазин и на поиски лошадей. Тетка-предпринимательница по телефону нам не отвечала, поэтому пошли по домам. Сбылся страшный сон половины группы – в Улагане лошадей нет, а те, что есть, на сенокосе. К тому же местные не понимают, что нам кони нужны с проводником, просто вещи довезти – все думают, что мы хотим их взять на несколько дней покататься. Пока объяснишь, проще самому все донести. А как узнают, что мы аж на Кадрин хотим, то закатывают глаза и говорят, что это очень далеко. В общем, приходится возвращаться к первоначальному плану – идти пешком от Соролукеля. В первой же остановленной «Газели» сидят два парня, которые соглашаются отвезти нас к Мертвому озеру (на карте Чейбеккель) – началу нашего запланированного пешего перехода на Кадрин за 3 тыс. руб. По рации сообщили остальным, чтоб поторопились со сборами, в 20-00 за нами приедут к мосту.

Ребята не подвели и действительно приехали за нами к 20-00. Погрузившись, поехали. По дороге разговорились, ребята рассказали, что в местных лесах много медведей и пообщали подвезти поближе к Соролукелю, насколько сможет пройти «Газель». Оказалось, что «Газель» может пройти довольно далеко, и нас довезли почти до самого озера, хотя дорога была такой, что, казалось, обратно они не уедут. По пути встретили местного на «головастике», он пообещал приехать к нам завтра и отвезти еще дальше, чем сильно всех порадовал: мало того, что сегодня проехали 7 км, которые должны были топать с рюкзаками, так и завтра еще проедем минимум столько же. Ребята высадили нас на берегу безымянного озера между Соролукелем и Талдукелем вблизи каких-то домиков. Было уже 23 часа, темно - плохо видно. Домики оказались чем-то вроде турбазы, там была беседка, костровище и место для стоянки. Они даже сходили туда, но хозяина не оказалось дома, поэтому мы встали прямо там, где нас выгрузили – в поле рядом с дорогой на берегу озера. На прощанье ребята сказали, что хозяина зовут Сазонов Анатолий Алексеевич и посоветовали обращаться к нему. Вроде как у него есть пара лошадей, может поможе найти еще.

Быстро поставив лагерь и собрав в окрестностях все дрова (до ближайшего леса далеко, да и темно уже было) сделали ужин и сели допивать шампанское и водку в стекле, потому что иначе ее пришлось бы выбросить (не тащить же стекло на себе). А этого мы допустить не могли. Буквально через полчаса, в самом разгаре праздника по поводу уменьшения пешки на 7 км, из ночи явился сам Сазонов Анатолий Алексеевич и спросил, какого хрена мы разожгли костер в неположеном месте на его территории. Оказалось, что, видимо, как и везде на Алтае, у этой земли уже есть хозяин. Он арендовал все три озера и устроил тут базу отдыха, разводит рыбу и берет деньги за отдых на его озерах. А это место с беседкой и костровищем как раз и было платным оборудованным местом для таких, как мы, со своими палатками. В общем, сложилось впечатление, что он нами недоволен, тем более что мы уже выпили половину подлежащей уничтожению водки и вели себя довольно шумно. Женька, пытаясь спасти положение, предложил выпить и ему, на что он резко ответил, что не пьет вообще и будет разбираться с нами утром. С тем и ушел. Мы расстроились и легли спать в ожидании трудного утреннего разговора, даже не допив водку.



Предбанный
Камень преткновения
Здесь все порвались
Питерцы разбирают четверку
Порог в Саратанском каньоне
Порог в Саратанском каньоне
Конец каньона
Машина в реке
Перед Улаганом

31 июля. Встали в 7 утра. На улице все так же ясно. Сходили на озеро, поговорили с Анатолием Алексеевичем. Мужик оказался не страшным. Сказал, что надо было нам вставать на оборудованной площадке – там и дрова, и лавочки, и беседки. Правда, на двери весит ценник, что-то типа 100 руб. с человека. А так как мы встали сами, но на его земле, он с нас по 50 только возьмет. Ладно, не ссориться же с местным на его земле. Тут же пошли искупались в озере – там у него мостки специальные построены с лесенкой, чтоб из воды вылезать. Так-то в озере не искупаться – берега заболочены и дно илистое. А с мостков одно удовольствие – глубоко, вода чистая, солнце печет несмотря что рано. В общем, пока сушились вещи и катамараны, мы даром времени не теряли.

Лошадей, правда, ни у Сазонова, ни в окрестностях не было. Местный на «головастике», встреченный вчера, оказался бригадиром рабочих, строивших дом для Сазонова на другом озере. Он уехал в Улаган и сегодня должен вернуться, но во сколько - не известно. Сам Сазонов тоже собрался в Улаган. Предлагал нам прислать машину оттуда. Но что делать с этим бригадиром, если он тоже приедет? Вроде как вчера договаривались... Пока мы чесали репу, как лучше поступить, вопрос, как это часто бывает, решился сам собой. Пришел какой-то мужик, назвался дядей Мишей и сам предложил отвезти нас до оз. Белтир. Сказал, что работал здесь лесовозом, дорога туда есть. А там посмотрим, может и дальше получится – погода стоит сухая, болота высохли. Договорились за 3 тыс. руб.

И вот в оговоренный час вдалеке раздалось урчание, и из-за холма выехал дядя Миша. Ехал он на ТАКОМ грузовике, как в кино про войну показывают, допотопный ЗИЛ-157. В общем, очень старый, но, видимо, хорошо сделанный, раз дожил до наших дней.

Погрузились, в 13 часов поехали. Дорога была непростая, тот бригадир на своей буханке нас бы так далеко не завез. Дядя Миша оказался водителем что надо – несколько раз мы думали, что машина перевернется, но ничего, обошлось. Больше всего дядя Миша боялся болот – перед каждым выходил, долго смотрел – говорит, какое-то время назад увяз на этой дороге – пришлось бросить машину, идти за трактором. А идти там не близко. Но нам пока везет – дождей давно нет, поэтому все болота мы проезжаем нормально. В итоге к 16 часам, проехав почти 17 км от Соролукеля вниз по Куракудюру, мы уперлись в болото у восточного берега Белтира, которое все-таки не высохло.

По плану, придуманному в Москве, нам оставалось еще около 2,5 км вниз по Каракудюру до того места, где надо было уходить влево в сторону Кадрина на перевал у г.Карагыр к месту слияния р.Балкаштуаян и р.Чебдар. Дядя Миша сказал, что в принципе он знает дорогу по другому берегу Каракудюра – там повыше, и можно попытаться проехать эти 2,5 км. Но пытаться ехать по другой дороге да тем более такой - значило уходить с тропы, нарисованной на карте, да и времени на это ушло бы еще пару часов как минимум. Изучив карты, приняли решение немного изменить первоначальный маршрут и начать наш переход прямо отсюда – есть тропа к озеру в истоке Балкаштуаяна, затем выходящая на первоначальный маршрут уже в истоках Чебдара. По расстоянию получалось то же самое плюс экономия во времени.

И вот, поблагодарив дядю Мишу за отличную поездку, мы надеваем рюкзаки – отсюда нам идти только пешком, больше нас никто не подвезет. Где-то через километр подходим к зимнику, обозначенному на карте, – там живет семья, косят сено. Последняя попытка взять лошадей у них ни к чему не приводит – все заняты на сенокосе. Правда, нас обнадеживает известие, что тропа к истокам Кадрина есть. Поднявшись от зимника вверх по ручью метров на пятьсот, встали на обед в 16-45 – надо доесть купленую на Соролукеле рыбу и картошку. Да и вообще есть хочется. Сварили уху – последняя еда не из пакетиков на ближайшие 2 недели как минимум.

Обед не обошелся без приключений. Только сварив суп и разлив его по мискам на единственном ровном месте, – прямо на тропе, увидели огромное стадо коров, спускающееся с пастбища к зимнику. Коровы очень торопились, видимо, на вечернюю дойку, а у нас вещи разбросаны по всей тропе. К тому же в стаде оказалось несколько быков, которые гнали коров по всей узкой долине этого маленького ручейка. В срочном порядке пришлось бросать миски, бежать к оставленным рюкзакам, хватать весла и гонять коров по колючим кустам, пытаясь направить их так, чтобы они прошли мимо, ничего нам не повредив. Причем было страшно, потому как возбужденные быки продолжали гонять коров по кустам, и попасться им на пути очень не хотелось. Но коровы – животные тупые, они столпились на узкой тропинке перед нами, а сзади напирали другие, и все сильно орали. С трудом удалось направить их в обход нас, но прошла только половина стада. Причем сожрали по пути Светкин мешок из-под посуды, повешенный сушиться на кустах. «Ёперный театр!» - воскликнула Светка, взмахнув руками, но корова ее не поняла и мешок не выплюнула. Вторая половина немного потолпившись, обиженно мыча, пошла обратно наверх. Только закончили есть – первая половина возвращается назад. Но на этот раз их гонят местные дети на лошадях, поэтому второе нашествие пережили проще.

В 19-00 тронулись дальше. До озера – места ночевки - всего 5 км. Эти 5 км оказались довольно сложными для первого дня – чтобы их пройти нам понадобилось 3 часа. К озеру пришли уже в темноте, на ночь встали как только вышли из леса, метрах в 100 от озера. В итоге за сегодняшний день преодолели почти 23 км: 17 на машине и 6 пешком, набрав ногами более 400 метров по высоте. Опережаем график ровно на сутки. Судя по нашей скорости, планировать 20 км в день было слишком оптимистично. Если бы не машина, у нас были бы сутки отставания.

Все устали. Вовка и Антон решают, что еще они могут выкинуть, чтобы облегчить рюкзак.



Озеро утром
Лагерь в поле у дороги
Купание в озере
Купание в озере
Дорога по болоту вдоль Каракудюра
Наш траспорт
ЗИЛ-157
Нашествие коров
Лезем в гору
Дима
Антон
Вовка
Ярослав и Светка

1 августа. Встали в 5-30, решили идти, пока не началась жара. В палатке +10. Вышли только в 8-40. Метров через 500 тропа опять начинает подниматься в гору. И продолжает это делать еще на протяжении 2 км, пока не выходит почти на самую вершину горы. Эти 2,5 км идем целый час, но уже легче, чем вчера. С вершины открываются красивые виды.

Встаем на отдых. Дальше только вниз – уже видно долину Чекыра с одной стороны, с другой - долину Чебдара, по которой идет тропа первоначального маршрута. Менее чем через километр мы должны на нее выйти. Тропа здесь одна, поэтому со спокойной душой ухожу с привала одним из последних. Довольно быстро обнаруживаю, что наша тропа не собирается нас выводить к Чебдару, а довольно резко идет вниз в долину Чекыра. Делаю попытку найти тропу направо, но с рюкзаком, да еще так, чтобы не потерять всю группу, ушедшую вперед, сделать это сложно. В общем, принимаю решение идти дальше: в конце концов тропа есть, а Чекыр – это приток Кадрина, потеряться не должны. Тем более что если нам опять повезет и есть не обозначенная на карте тропа вдоль Чекыра, наш маршрут станет короче километров на пять. К тому же, если бы я сказал, что надо возвращаться назад в гору и искать другую тропу, меня бы убили на месте.

Тропа действительно вела вдоль Чекыра, сначала пересекла несколько раз сухое русло ручья, потом довольно быстро в нем появилась вода. Тропа становится все хуже, в какой-то момент теряется вообще. Идем по лесу, иногда натыкаясь на короткие участки то ли тропы, то ли звериных дорожек. Двигаемся на запад, постепенно удаляясь от ручья, сбрасывая высоту не так быстро, да и идти вдоль ручья сложнее, чем по лесу. После поворота долины на северо-запад, спускаемся назад к ручью. Находим хорошую кабанью тропу и вторую часть пути до впадения Правого Чекыра идем уже довольно быстро. В 15-30 доходим до впадения в Чекыр Правого Чекыра. Наконец-то мы вышли на первоначально запланированый маршурут. Далее нам вниз по берегу Чекыра до впадения в Кадрин.

Здесь встаем на перекус и ждем наступления затмения. Никто не помнит, во сколько оно должно начаться. У меня в голове почему-то отложилось время 13-38. По- местному это в 16-38. Так как на обед у нас запланировано только по половине сникерса и порции гейнера, Т.Е. ничего не надо варить, есть как минимум час отдыха, поэтому большинство ложится спать.

Через час затмение не наступило, как мы ни смотрели на солнце через специально взятые очки сварщика. Решили ждать здесь – должно же оно сегодня наступить. А смотреть его под рюкзаком не хочется. Все опять улеглись в тенек, иногда посматривая на солнце. Небо ясное, иногда появляются редкие облака. В какой-то момент замечаем, что с освещением что-то не так – вроде и солнце светит ярко, но стало как-то бледнее, что ли. Такое впечатление, что начинаются сумерки, даже не сумерки, а непонятно что. С одной стороны краски как-то бледнеют, но тень от солнца остается четкой. Все рванули разбирать темные стеклышки – есть, засмение началось. Краешек солнца уже закрыл диск луны. Но без очков ничего не заметно, только то, что постепенно становится темнее. Смотрю на часы – 17-38. В какой-то момент солнце скрывается за одним из редких облаков, и сквозь облако видно невооруженным глазом, что от солнца осталось чуть больше половины. Луна наползала на солнце минут 20. Нежиданно и как-то резко солнце исчезло окончательно – наступило полное затмение. Небо стало темно-синим И появились яркие звезды. По краю горизонта горы подсвечиваются розовым – это видно отраженный свет земли, не закрытой пятном лунной тени. Солнце стало черным, видно только корону. Зрелище необычное, потрясающее. Понятно, почему в древности люди впадали в панику. Пытаюсь фотографировать – с рук ничего не получается. Судорожно начинаю бегать искать, куда бы поставить фотоаппарат, чтобы не трясло. Ничего не нахожу – кругом кусты, а из-под деревьев не видно солнца. Фотки получаются смазанными.

Вокруг все буквально визжат от восторга. Но вот луна начинает снова открывать солнце. На мгновение оно становится похоже на кольцо с бриллиантом, успеваю сфотографировать – еще можно смотреть без очков, и в следующую секунду приходится зажмуриться. И открылся-то всего маленький кусочек, а снова без темного стеклышка смотреть невозможно.

Дальше тронулись только в 19 часов. Кто-то сказал, что затмение до сих пор не кончилось. Тропа идет на запад по правому берегу Чекыра. Метров через 500 выходит к развалинам какой-то избушки, далее уходит вверх по крутому склону. Идти трудно, встречаются небольшие осыпи крупных камней. После поворота долины Чекыра на север, за 1,5 км до впадения Таскыла, тропа резко, почти под прямым углом спускается к ручью. Становится окончательно ясно, что на лошадях здесь не ходят. Спустившись, решаем встать на ночь. Поляна так себе – моховые кочки в лесу. Зато спать мягко будет.

За день прошли 12 километров. С утра набрали 100 м, а затем спустились на 700. До Кадрина осталось 5 км. У всех большая надежда, что по нему уже можно будет плыть.

Уже засыпая, слышу, что по тенту застучал дождь. Первый за наше пребывание на Алтае.



Восход над озером
На плато в в истоках Балкаштуаяна
Привал. Почти добрались до вершины.
Вид с самой высокой точки перехода
Тропа по вершине рядом с ур. Балкаштуаян
Это не луна - это солнце в облаке
Полное солнечное затмение (жаль не бвло штатива)
Солнце снова с нами
На перекусе
Затмение кончилось - можно прятать фотоаппарат

2 августа. Дождь шел всю ночь. Но к 6 часам, когда надо было вставать и делать завтрак, уже закончился и, судя по всему, нас опять ожидал жаркий солнечный день. Вышли в 9 часов. В лесу очень мокро, ботинки моментально промокли, несмотря на все гортексы. Особенно у Насти с Димкой, которые шли первыми. Тропа часто теряется. После впадения Таскыла пропала совсем. Вдоль реки болото, дальше все завалено упавшими деревьями. Пришлось подниматься в гору. На обед встали в 14-00 в районе впадения Чекыра в Кадрин. Самого впадения не видели. За полдня прошли всего 5 км. Очень много клещей. Практически с каждого сняли по 2, а то и 3 штуки. Но никого не укусили.

В 16 часов потопали дальше. Долина расширяется. Заросли березовых кустов. Снова появилась тропа. Следующие 3 километра проходим быстро. Открытое место с кустами кончилось, на входе в лес тропа опять потерялась. По карте, через несколько сотен метров справа должен быть приток. Идем по азимуту к месту впадения притока в Кадрин. Надеемся найти тропу и хотим посмотреть на Кадрин – можно ли плыть. По пути наткнулись на домик охотника с развешанными шкурами.

Притока не оказалось – только высохшее русло. Кадрин больше похож на ручей – о том, чтобы плыть, не может быть и речи. Тропы нет. Идем дальше просто по лесу, выбирая дорожку между поваленных деревьев. Где-то через километр на очередном привале решаем встать на ночь прямо в лесу. На часах 20-00. До впадения Улусука осталось 7 км. Оттуда уже точно можно плыть. За день прошли почти 11 км. Общий сброс высоты – 200 метров.



Иногда лезть было трудно

Заслуженный отдых
Долина Кадрина - березовые кусты

3 августа. Встали в 7 утра. День опять ожидается жаркий. Вышли в 9 часов. Нормальной тропы за ночь не появилось. По долине идти невозможно – завалы. Какими-то козьими тропами забираемся все выше по склону. Видно, что забрались высоко – под нами отвесные бомы на десятки метров. Идти приходится через кусты боярышника (кто не знает, они очень колючие), часто встречаются осыпи. Вскоре стало ясно, что здесь никогда не ходили даже козы. Спускаемся по курумнику вниз к реке и неожиданно находим тропу.

Последние 5 км вдоль Кадрина до слияния с Улусуком тропа хорошая и больше не теряется. Поваленных деревьев почти нет. Сам Кадрин хоть и становится довольно широким и глубоким для сплава, но завалы, поваленные деревья через каждые 50 метров и множество мелких перекатов ставят крест на возможности сплава. На перекусе, где-то за 3 км до впадения Улусука, Светка не выдерживает пешки и, судя по голосу, намеревается всерьез собирать катамаран и идти дальше по реке, думая, что обносить завалы на воде каждые 50 метров будет проще, чем идти пешком. Срочно убегаю вперед, чтобы не дать втянуть себя в обсуждение этого варианта. По-моему, совершенно ошибочного. Но убежал я не далеко – за километр до впадения Улусука Кадрин начинает сильно петлять, опять появляются бомы, тропа снова уходит вверх. Окончание пешки так близко, лезть в гору ох как не хочется да и берег с другой стороны выглядит таким пологим. Вовка, даже не разуваясь, сходил на другую сторону и нашел подобие тропы. Решили – переходим Кадрин вброд и идем дальше по левому берегу. Жещин Вовка перенес на руках, а Настю так прямо вместе с рюкзаком. Берег дествительно оказался пологим, но недолго, река опять повернула на 180 градусов и уперлась в бом теперь уже слевой строны долины. Пришлось снова возвращаться на правый берег вброд. Довольно быстро нашли тропу и мунут через 10 наконец вышли к Улусуку. Место для лагеря даже не стали искать – встали там, где бросили рюкзаки на берегу. Наконец-то пешая часть похода позади! Всего сегодня прошли 8,5 км, сбросили 100 метров по высоте. Но, если верить навигатору, пока лазили по боярышнику, поднялись на 70 метров над рекой.

Общая же статистика пешего перехода на Кадрин, согласно спутникам, выглядит так: общая длинна маршрута от моста через р.Чибитка у оз.Чейбеккель до впадения в Кадрин Улусука - 60 км. Из них 23 удалось проехать на машине. Пешком прошли 37 км за 3,5 дня.

Сходили на стрелку Улусука и Кадрина – Кадрин выглядит просто ручьем, в нем воды раза в три меньше, чем в Улусуке. На другом берегу Улусука увидели группу туристов, чему сильно удивились. Перешли Улусук в брод и выяснили, что это группа пешеходников из Калуги и Тулы, идут от Тайозена и дальше хотят идти вниз по Кадрину.

Вечером нарубили елок для рам. Завтра надо собрать катамараны и начать сплав. За время пешки мы потеряли преимущество в сутки и снова вошли в график, составленный в Москве. Завтра нам надо дойти до Завального.



Никто не обещал, что будет легко
Тропа поднималась до 70 метров над рекой
Спуск по курумнику
Переправа через Кадрин

Порой тропа была очень крутой
Спуск по курумнику
Завалы тоже встречались часто
Кадрин в верховьях
Вовка переносит Настю

4 августа. Ночью шел дождь, но было тепло. Встали в 7 часов. Все утро собирали каты. Подходящего леса для рам на стрелке Улусука и Кадрина много. Мошки, правда, тоже. Выплыли после обеда в 14-00. Вода, судя по всему, малая. Часто мелкие перекаты – каты проводим прямо по воде. Довольно много завалов. Похоже, в этом году перед нами прошла группа – во всех завалах видны свежие пропилы, как раз на ширину катамарана. Правда, воды у них было минимум на полметра больше – некоторые пропилы находятся на галечных отмелях прямо рядом с водой. Во время одного из обносов Антон обнаружил, что его укусил клещ и ни куда-нибудь, а в пупок! Очень долго пытались его оттуда достать: сначала пальцами, потом ножом. Наконец Вовке удалось вытащить клеща двумя стропорезами. Пупок, правда, пришлось вывернуть почти на изнанку.

За 2 часа дошли до Ачикинского прорыва. По нашей воде порог 4 к.с. – слалом между камней, один слив 0,5 метра. Выход перегорожен ветками упавшего дерева. Первыми пошли Ярослав и Светка – у них пила. Как и ожидалось, застряли в ветках – пилили чуть не с катамарана. Остальные 3 ката прошли без проблем.

К 18 часам дошли до Завального. Порог представляет собой крутопадающий порог 6 к.с. с правого берега зажатый высокой скальной стеной, а с левого крупной осыпью. в верхней части на ЛБ большой многолетний завал, но саму реку бревна нигде не перегораживают. По нашей малой воде негабарит в первой половине каньона, хотя сомневаюсь, что его ходят на катамаранах и в большую. Просмотрели до конца – последняя часть вполне проходима. Правда, стартовать придется чуть ниже, чем Постнов – слишком мало воды. Бревно, под которым они прыгали в узкий слив, отъехало в сторону и больше не мешает. Зато перед сливом появилось обливное бревно, но воды вроде достаточно, чтобы проехать по нему.

Сегодня уже поздно, все устали. Проходить будем завтра. Пасмурно, вроде собирается дождь. Может, с утра будет больше воды.



Вход в Завальный
Верхняя часть порога с завалом
Осмотр порога
Средняя часть порога

5 августа. Встали в 8 часов. Всю ночь шел небольшой дождь. На улице пасмурно, морось. В 10 начали обносить вещи в конец порога. Вроде воды стало чуть больше, по крайней над бревном перед щелью. Последнюю ступень решили идти поочердно всеми 4-мя катамаранами. Сначала мы с Настей - У нас самый узкий кат. Прошли идеально, через бревно перепрыгнули даже не затормозив, и щель прошли, не чиркнувшись, – места там оказалось с запасом. Зачалились сразу за сливом на ПБ на страховку. На берегу оказалось много черной смородины. Остальные три катамарана прошли, по сути, повторив нашу линию движения (другой, впрочем, там и не было). Только Дима с Антоном почему-то не перепрыгнули бревно и уехали под ЛБ (щель под ПБ), но все же сумели вырулить к щели.

Через 15 минут после Завального уперлись в поваленную через всю реку ель. Удивились было, почему группа, пилившая до сих пор все завалы, не распилила эту ель, но оказалось, что сразу за ней начинался следующий сложный порог Кадрина – Динозавр. Причалили на ПБ перед елью. Отсюда же идет тропа осмотра порога.

Порог состоит из четко выраженных двух ступеней. По нашей воде прохождение первой ступени практически гарантирует киль – большой узкий слив сложной формы. В конце вся вода бьет в полуобливной камень, который при большем уровне воды просто был бы залит (что, впрочем, видно, если посмотреть фотографии Постнова). Первую ступень было решено обнести всеми катамаранами. Вторая ступень выглядит вполне проходимой, да и в случае киля за ней достаточно места для спасработ. Вторая ступень – двухметровый водопадный слив, сразу за ним полуметровый сброс воды через полуобливные камни и небольшой прижим к скале ПБ. Вещи обнесли ко второй ступени, а некоторые даже в самый конец порога, хотя тропа ужасная, приходится лезть по крутым склонам. Левый берег в этом смысле предпочтетельней – обносить там гораздо легче. Катамараны проводили по воде вдоль ПБ до самого первого слива, далее спускали по камням ко второму.

Ярослав со Светкой и Вовка с Женей решили обнести обе ступени и стартовали гружеными из-под второго слива сразу вдоль прижима к скале ПБ. Зачалились чуть ниже и встали на страховку. Остальные два ката решили прыгать вторую ступень. Первыми слив шли мы, и полуобливные камни прошли на удивление легко, и только чуть чиркнулись об скалу ПБ. Антон с Димой также прошли как планировали, даже и скалу не задели.

Через 500 м после Динозавра - следующий порог (препятствие №5 по отчету Постнова). Воды опять маловато, но в принципе все идется, кроме одного слива – в нем вертикально торчит бревно. Придется опять обносить. Ярослав со Светкой хотели было пройти гружеными, но, попытавшись тащить груженый кат через камни, все же отвязали вещи. Сам порог представлят собой несложный слалом между камнями, и на 5 категорию, присвоенную ему всеми отчетами, в нашу воду не тянет. Следующее препятствие (№6 по Потснову) через 100 метров быстротока. Сегодня решили его уже не идти и встали на ночь между порогами. Остальные катамараны прошли порог рагруженными. Отличился только Женя, который умудрился сломать весло. Закончили в 19-30.


Обнос Завального
В Завальном
В узком сливе
В узком сливе
Перед сливом

Поваленная ель перед Динозавром
Первая ступень Динозавра
Обнос порога
Я с Настей во второй ступени Динозавра
Антон и Дима во второй ступени Динозавра
Пр.№5. Воды там не так мало как кажется
Женька ломает весло в пр.№5

6 августа. Встали в 8 утра. Ясно. Второй порог короткий, метров 50. Шли по очереди. Два катамарана груженые, два пустые. В следующий порог уперлись буквально сразу же. И опять негабарит в главном сливе. Проскреблись по камням ПБ. За сливом прижим к камню в центре русла. Со стороны выглядит не сильным, но на самом деле оказался не таким простым. В результате в него попало три катамарана, но все успешно отпихнулись, хотя и не с первого раза. Антон с Димой успели уйти от прижима, прыгнув через обливные камни.

Через 300 метров подплыли к галечному пляжу с рощей на ПБ. Отсюда начинается тропа обноса Сугарского водопада. Пока ходили искать тропу, встретили медведя, но она сам нас испугался больше, чем мы его и убежал. Тропу нашли быстро – одна из предыдущих групп пометила тропу красными ленточками. Сначала пару сотен метров по лесу, затем резко вниз по осыпи из очень крупных камней. Обносили в две ходки, сначала рюкзаки, потом катамараны. Самым сложным оказалось спускать катамараны по осыпи. Обнос заканчивается прямо под водопадом. Закончили в 15 часов. Решили сегодня остаться тут – все замучились скакать по камням, да и по времени успеваем. Посмотрели порог Водопадный. Выглядит вполне проходимым. Причем в нашу воду можно стартовать прямо из-под водопада. По сложности тянет на 5+. Возможно завтра пойдем на рагруженных катах. Вовка попробовал ловить рыбу, но безуспешно.



Сугарский водопад
Тот же водопад, только подальше

7 августа. Встали в 7 утра. На улице +10, ясно. Будет жарко. Вода упала сантиметров на пять, судя по камням. На проходимость Водопадного это никак не повлияло. Все четыре экипажа решили идти порог. Порог представлят собой серию сливов 1-1,5 м разной степени сложности, разделенные быстротоками по 5-10 м. Сложность постепенно уменьшается и порог постепенно переходит в шиверу.

Первыми пошли Ярослав и Светка. Не рассчитали, зашли слишком влево, в результате в первом сливе косой вал выбил левый баллон на камень – полсекунды неустойчивого сплава на одном баллоне, и переворот. После киля катамаран и людей во второй чаше вынесло на камни ПБ, где их ждала страховка.

Вторыми шли Антон и Дима. В первый слив зашли чуть правее, их не так сильно бросило влево, поэтому почти кильнулись – эффектно проехались на правом баллоне. Во втором сливе повторили трюк еще раз – еще один эффектный почти-киль. Дальше уже все прошли нормально.

Третьими шли мы. Стартовали не так как хотели – не перегребли струю и в первый слив зашли справа. Но оказалось, что так и надо было – силы косого вала, из-за которого кильнулся первый кат и чуть не кильнулся второй, не хватило – он нас отбросил как раз на центр слива, и мы прошли его ровно. Дальше все прошли идеально, только чуть прижало к скале ЛБ в конце порога.

Вовка и Женя в первый слив зашли как и первые два экипажа, в результате тоже почти кильнулись. Во второй вырулить не успели и пару минут сидели прижатыми к камню. Дальше нормально, только, как и мы, въехали в скалу ЛБ, Вовка даже несильно ушиб руку.

Шивера после порога в нашу воду очень мелкая, пришлось повертеться. Антон с Димкой даже порвали немного шкуру, но баллон остался цел, поэтому решили плыть до следующего порога Караташ и там клеиться. До Караташа встретили один завал, но удалось проплыть под бревном, вывесившись ниже уровня рюкзаков

В караташе четко просматриваются две ступени, которые разделяет 50 м быстротока. Тут же небольшая площадка со следами костровища. Шли в два захода с чалкой и перекусом между ступенями. Просмотр и обнос по ПБ. Вещи обносили. Первая ступень простая, на 5 не тянет – «жандарм» в центре без навала, и слалом между камнями под бревнами завала на ПБ. Бревна высоко – пригибаться не надо. Вторая часть сложнее – полноценная 5. Пологий слив преходит в Z-образный трек, за ним через 20 м крутой водопадный слив 2 м высотой и выкат в улово под ПБ.

Первыми шли мы. В Z-образном сливе не рассчитали и выехали носами на камни ЛБ, развернулись, но к водопадному сливу успели довернуть носы и прошли его ровно. За нами шли Ярослав и Светка. Как и мы, они выехали на камни ЛБ и развернулись, но выровняться не успели и упали в слив лагом, обошлось без последствий – вода мягкая. Антон и Димка прошли все идеально, даже описывать нечего. Вовка идти отказался. Четвертый катамаран с Женькой перегонял Ярослав. Тоже идеально.

Сразу перечалились на 200 м ниже к началу Уфимского. В том месте, где тропа обноса уходит от реки в гору, на ПБ висит уже знакомая красная тряпка. Тропа тоже помечена ими же, как и при обносе водопада.

Просмотреть Уфимский по ПБ практически невозможно – только заход до первого скального сужения. Хотя этого хватает – серия мощных сливов, к тому же снова негабарит.

Сразу обнесли каты и рюкзаки за Уфимский. Спуск по крутому скальному склону, поросшему акацией, - хорошо, что нет дождя, иначе было бы весело. В конце обноса нашли записку – до нас здесь были две группы. Большая группа из Онгудая и гастролеры из Москвы под руководством Галахова. Еще было написано, что Уфимский идется на «бубликах». Мы так и не поняли, что это: факт или предположение. В любом случае, спасибо им за пропиленные завалы и маркировку обносов. Написали свою записку и засунули вместе с остальными в кстати освободившуюся большую банку из-под гейнера. Банку повесили на дерево на берегу реки в конце тропы обноса.

Решили встать здесь на ночь. Завтра подъем позже, чем обычно. Обнеся Уфимский сегодня, снова опережаем график на сутки. Вечером занимаемся мелким ремонтов катамаранов.



Я и Настя в первом сливе
Я и Настя в следующем сливе
Светка с Ярославам в процессе переворота
Первая попытка кильнуться
Вторая попытка кильнуться
Женя с Вовкой на заходе
Еще одна попытка перевернуться
Водопадный. В одном из сливов
Водопадный. Прижим к скале ЛБ
Вовка на страховке

Место для чалки в центре Караташа
Светка и Ярослав в первой ступени Караташа
Они же во второй ступени
Они же падают лагом
Я и Настя во второй ступени
Я и Настя во второй ступени
Антон и Дима во второй ступени
Женя и Ярослав во второй ступени
Уфимский
Уфимский

8 августа. Сегодня спали, пока спится. Но все уже привыкли вставать рано, поэтому в 10 часов уже завтракали. Вовка еще раньше ушел к водопаду – поймал первую рыбу: шесть небольших хариусов. Сегодня по плану порогов нет. Выплыли в 12-00 в купальниках и плавках – погода солнечная и жаркая, на небе ни облачка. Весь день полный расслабон – загораем и купаемся, только обнесли два больших завала. Снова выручили красные тряпочки – не пришлось искать тропу обноса.

К 16 часам приплыли к порогу Плотовый. Порог красивый, имеет четко выраженные три ступени. Первая простая - пологий водоскат с косыми валами, за ней метров 50 шиверы. Она едва нас не обманула – чуть не уехали в порог сходу (как раз перед Плотовым простой порог-шивера, и первую ступень мы поначалу приняли за еще одну шиверу). Вторая ступень, самая сложная и красивая, – река, зажатая скалами ЛБ и осыпью ПБ, падает серией крутых 2-хметровых сливов. Похоже на ступеньки. Как и в Караташе - с простым выкатом в улово ПБ. Здесь река круто поворачивает влево почти на 90 град. и начинается третья ступень – 200 метров слалома. По нашей малой воде первую и третью ступень можно отнести к 4+ к.с., вторая - 5 к.с. Просмотр и обнос по ПБ. Решили порог сегодня не идти. Катамараны оставили наверху. Вещи отнесли в конец порога и встали на ночь.



Загораем
Кадринский плес
Загораем
Основной слив второй ступени Плотового

Загораем
Загораем
Обнос Плотового. Первая ступень

9 августа. Встали в 8 утра. Погода солнечная. В 10 часов пошли проходить порог. Шли по 2 катамарана. Сначала мы и Ярослав со Светкой, остальные на страховке (2 морковки перед уловом ПБ между 2-й и 3-й ступенями) и съемке. По очереди перечалились к началу второй ступени. Как и ожидали, первая ступень не представляет ничего сложного.

Вторую ступень первыми шли я и Настя. Прошли на удивление хорошо. Зачалились еще до улова прямо за последним сливом. Встали на страховку, ждем Ярослава со Светкой. В первом сливе косым валом нос ИХ катамарана отбросило влево, дальше они падали уже полулагом. После слива их развернуло и прижало правым баллоном к скале ЛБ. Довольно долго пытались отпихнуться, сделали телемарк, проехали правым баллоном уже по камням ПБ во втором сливе. Остальную часть прошли нормально и зачалились рядом. Третьими шли Антон и Дима. Практически повторив путь предыдущего экипажа, но сумели не попасть в прижим. Зато во втором сливе уперлись рамой в камень ПБ. Через 10 секунд рама не выдержала. Все три поперечины сломались в двух местах, и катамаран, почти завязавшись бантиком, успешно кильнулся и поплыл к третьему сливу. Антон каким-то образом сразу оказался между баллонов и вылез наверх, Димка плыл рядом с катамараном и безуспешно пытался на него вылезти. Третий слив по центру реки разделен на две части громадным бульником. Катамаран понесло в правую протоку. Уже в момент падения в слив Антон перепрыгнул с катамарана на камень и остался посреди реки, а Димка вслед за катом уплыл дальше и, пройдя до конца ступени, поймал морковку. Хотя его и катамаран и без морковки забило на входе в улово прямо к камню, где Светка стояла с камерой и все это снимала. Ей даже пришлось прерваться и выловить весло, которое норовило уйти дальше. Антон же все это время просидел на камне в центре третьего слива. Прыгать под слив без морковки отказывался. И только дождавшись, пока Ярослав кинет ему веревку, и издав победный клич, прыгнул. Его слегка начало подсасывать под слив, но Ярослав был начеку и не дал пропасть адвокату – вытащил его на берег. Последними пошли Вовка с Женей, также, как все, поприжимались после первого слива к сакалам ЛБ, но дальше все прошли нормально и сходу пошли третью ступень. Пока Антон рубил новую раму, остальные катамараны тоже прошли третью ступень. Она в нашу воду не представляла ничего сложного. Вернулись и помогли связать раму для Антона и Димки. Выснилось, что Димка при киле ушиб руку, поэтому третью ступень с Антоном шел я.

Пока мы помогали строить катамаран, Вовка убил гадюку, заползшую в мои вещи. Пока перекусывали все (ну, почти все) загорелись идеей попробовать змею. Антон отделил змею от головы, тело завернули в мешочек, чтобы приготовить вечером, и после перекуса в 15 часов выплыли дальше.

Опять разбои и перекаты. Обнесли один завал перед шиверой. В 17 часов решили встать на ночь на повороте с галечным пляжем и красивым видом на громадные скалы правой строны долины.

Основным событием вечера стало приготовление змеи. Светка с Вовкой сразу отказались от лакомства и процедуру разделки тушки (проведенную по всем правилам препарирования нашим медиком Настей, кандитатом биологических наук) и жарки в масле наблюдали со стороны. Пока змея жарилась, развели спирт, чтоб было что закусить деликатесом. Деликатес оказался так себе – мяса мало, жесткое и на вкус ничего особенного (на курицу не похоже). Хариус гораздо вкуснее. Хотя, может, мы просто не умеем готовить алтайских гадюк.



Я и Настя в Плотовом
Антон и Дима в Плотовом
Киль
Прыжок
Легкий Кадрин
Готовка змеи
Жарим гадюку

Светка и Ярослав в Плотовом
Ломают раму
Антон вылез на камень
Вовка и Женя
Красивые скалы
Гадюка
Стоянка на галечном пляже

10 августа. Сегодня дежурю. Встал в 8 часов. Солнце уже высоко, но не жарко, +15. На небе ни облачка, опять придется весь день загорать – последний серьезный порог -Кадринские ворота - ожидается только через несколько часов. Выплыли в 10-30. Река опять маскируется под единичку в Калужской области. Совсем не грябя, к 13 часам приплыли к Кадринским воротам. За пару километров до порога начались шиверы, пришлось даже надеть спасжилет и каску. Настя даже в гидру залезла, хотя на улице жарко и вода теплая. Висячую долину с водопадом слева, ориентир порога, видно отчетливо. Причалили перед самым порогом на ЛБ – заросли смородины и малины. Весь склон один сплошной малинник, выросший на месте сгоревшего много лет назд леса. Просмотрели порог. Тоже состоит из трех четко выраженных ступеней. Первая - метров 200 слалома, заканчивается громадным камнем у ЛБ, поросшим елками, под который бьет вся струя. За камнем метров 10 быстротока с уловами по обоим берегам. Вторая ступень - сложный слив унитазной структуры. В нашу малую воду чрезвычайно неприятен и опасен – основная масса воды падает вниз через крупные камни, порой даже не закрывая их полностью. Третья ступень – серия из трех чистых сливов постепенно уменьшающейся высоты.

В конце порога на берегу обнаружили части сломаных труб и остатки костра с неимоверным количеством бычков – похоже здесь сильно нервничали.

Порог смотрели и обносили вещи по ЛБ. На правом тропы обноса не нашли, и он показался нам сложнее для обноса.

Порог проходили по очереди на разгруженных катамаранах с принудительной чалкой на ЛБ перед второй ступенью, за громадным камнем с елками. Вторую ступень обносили и стартовали сразу за ней из чаши главного слива. Третья ступень вообще оказалась похожей на водные горки – никуда не тянет, не прижимает, рулится хорошо. Не было бы так тяжело заносить каты, можно было на ней кататься бесконечно. По крайней мере, в нашу воду.

За порогом перекусили и распрощались с половиной группы. Ярослав со Светкой и Антон с Димой идут сегодня дальше - у них самолет через 3 дня, они решили, что лучше поднапрячься и доплыть до Чемала, чем топать пешком вверх по Катуни до трассы.

Мы же остаемся сегодня ночевать здесь. Наш самолет только через неделю и выплывать в Катунь сегодня нет никакого смысла.

Ночевать встали за порогом на ПБ перед скалой с текущим под ней ручьем. Вечером Вовка учил Настю ловить хариуса. Ничему, конечно, не научил, хотя одну рыбку она вроде как поймала. Зато сам наловил много. Или нас просто стало в два раза меньше? В общем, рыбы мы поели. По крайней мере, закончилась она не через 3 минуты, как раньше.



Первая супень КВ
Первая супень КВ
Страховка перед 2ой ступенью
Первый слив 3й ступени КВ
Первый слив 3й ступени КВ
Вовка и Женя
Вовка на рыбалке

Первая супень КВ
Вторая и третья ступень КВ
Обсуждаем дальнейшие планы
Первый слив 3й ступени КВ
Первый слив 3й ступени КВ
Я и Антон
Настя с рыбой

11 августа. В 8-45 Вовка заорал, что пора вставать. Выглянул из палатки – Женька варит кашу. На улице тепло – сегодня даже почти не укрывался спальником. Но небо затянуло плотными тучами. Стоило только снять тент, как пошел дождь. Выплывали в 10-30 уже под устойчивым моросящим дождем. Сразу за Кадринскими воротами прошли еще 2-3 несложных порожка где-то 3 к.с. Дальше опять начались шиверы и перекаты. Пару раз приходилось выходить и проводить кат – мелко. Мелкий нудный дождь все продолжается. Весь сплав посвящен одной цели – найти стоянку с хорошим местом для палаток, сухой елкой и порожком для ловли рыбы. И при этом надо еще не уплыть в Катунь. Странно, но никак не попадается ничего подходящего, запросы вроде простые.

Наконец, стоянка нашлась к концу второго часа сплава. Перед последним попрогом-шиверой за пару километров до Катуни. Правда, хорошее место для стоянки было на ЛБ, а сухая елка росла на ПБ, но зато их было две. Елки быстро спилили и перевезли на ПБ на катамаране. Женька перетащил макушки маятником на морковке. Пообедали и пошли ловить рыбу. Я тоже решил попровать себя в роли рыбака – выпросил у Вовки леску и мушки. Поймал за 3 часа 3 штуки. Вовка за 6 выловил штук 30. Видели рыбаков на другом берегу.



Один из несложных порожков
Везем дрова с другого берега
Делаем удочки

12 августа. По идее, мы сегодня дежурим. Встал в 8-40 только потому, что Вовка уже давно звенел котелком и громко ломал дрова. Вылили в кашу последнее масло – ее было мало, но зато очень вкусной. В 11-00 выплыли.

Заход в порог осложнен бревном через всю реку. Висит низко. С трудом под него поместились – как ни наклонялся, чиркнул всем боком. Далее сплав очень динамичный. Окончание Кадрина очень достойно – только успевай рулить между камнями. Чуть более чем за час доплыли до Катуни. Выходной порог видно – впереди слева направо течет серая Катунь, по берегам бродят рыбаки, в устье стоит рафт и толпа - это собирается отчаливать коммерческая группа. На правом берегу углядели пустую стоянку с очагом. Решили перечалиться – торопиться некуда, а Катунь после Кадрина кажется не рекой, а грязевым потоком. Встали – стоянка ужасно засрана, под кустом куча банок, повсюду сигаретные пачки и стеклянные бутылки из-под водки, в костре стоит большой мусорный пакет с картофельными очистками. Сразу видно, как у нас любят отдыхать туристы, покупающие рафтовые туры по Катуни. Как же хорошо было на диком Кадрине.

Перед выходом на цивилизованую реку постирались. Приплыли три каякера – оказалось, итальянцы, плывут с Мажоя. Пошли пешком вверх по Кадрину на 2 км, хотят пройти выходной порог.

Следом за итальянцами нас посетил местный даже не знаю кто, мы его Чингачгуком прозвали – он был похож на индейца, с луком и стрелами. Он рассказал, что незадолго до нас действительно по Кадрину сплавлялась группа на двух «бублях», только он утверждал, что они из Барнаула, хотя в записке на Уфимском было написано, что из Онгудая. Хотя, может, это была третья группа. Так вот, эта группа утопила человека в Кадринских воротах. Было это месяц назад. Сразу стало понятно, откуда там обломки, и по какому поводу столько курили. Да и сам он только что выловил багром какого-то местного мужика в двух км ниже на Катуни. Еще рассказал, что между Урсулом и Сумультой на Катуни теперь турбаза с магазином и баней. Все сразу воспряли духом. Завтра проверим.

После ухода Чингачгука вернулись наши итальянские каякеры. Разговорились. Оказалось, один из них каждое лето ездит сплавляться на Алтай. Показали им наше видео с Кадрина, они были в восторге, загорелись идеей туда попасть.

После ухода гостей развели последний спирт и развернули большую дискуссию о том, как оценивать пороги.

Уже вечером, во время прогулки, обнаружили табличку на Катуни чуть ниже впадения Кадрина. Погиб 7 июля 2008 в Кадринских воротах.

Уже осенью удалось узнать подробности. Один из участников той группы рассказал как все произошло. Группа шла Кадрин с 26 июня по 8 июля. Это их пропилы и маркировку обносов мы встречали. В составе группы было 13 человек - 1 Барнаулец, 2 Новосибирца и 10 Бийчан. Шли на 2-х бубликах и трёх катамаранах-двойках. Начинали с верховьев Улусука (первопрохождение) после вертолётной заброски. В Улусуке воды не было, всё пронесли на себе. В Кадрине примерно так же как у Постнова. На поляне ниже Сугарского водопада две двойки 4 июля ушли вперёд основной группы, так как им нужно было 7 числа быть дома, а группа шла очень медленно из-за частых обносов бублей. Двойки прошли все нижние пороги кроме Уфимского и промаркировали тропу, думая, что остальная группа пойдёт за ними. Оставшаяся группа отдыхала 2 дня, а затем вызвала вертолёт и перелетела сразу к порогу Кадринские ворота, собрали суда и пошли. В пороге погиб человек - Атясов Владимир, 1953 г.р. из Барнаула. Бублик после первого сложного слива во второй ступени свалился вправо и заклинился в камнях. Володя захлебнулся внутри колеса. Почему он не смог отстегнуться - неизвестно. Когда его напарник перерезал крепёжный ремень - то он ушёл вниз по течению без сознания. Поймали быстро, но откачать не смогли. Ножа при нём не было, то есть скорее всего он пытался отрезаться сам, но не смог.



Стоянка в устье Кадрина
Кадрин впадает в Катунь
Визит Чингачгука
Свежая табличка на Кадрине

13-18 августа. Спав по Катуни спортивного интереса не представлял. Из сложностей – только было сделать так, чтобы ухитриться не приплыть раньше времени в Чемал. В первый день все рвались к магазину. Дорвавшись до ларька, закупили медовухи, которую тут же выпили, поэтому плыть дальше не могли и встали на ночь тут же, за поворотом, в устье Сумульты. Следующий день провели на пляже, ничего не делая. Остальные дни просто плыли и, нарушая все техники безопасности, коротали время, допивая портвейн прямо на катамаранах. В результате два раза Настя и один раз Вовка вываливались с катамарана в валах. Уже где-то в районе Куюса решили плыть до Чемала и последнюю ночь провести там. Последние часы сплава прошли под сплошным дождем, все замерзли. Даже вода в Катуни казалась теплой.

В Чемале нашли гостиницу на берегу и за 500 руб. с человека, сняли 2 комнаты на ночь. Весь вечер и все следующее утро ели и пытались сушить катамараны, благо выдалось четыре часа солнечной погоды.

В 16 часов за нами приехала заказанная в БАТ «Газель» с веселым водителем Володей (в Акташ, надо сказать, нас тоже вез веселый парень Рома, специально они их в БАТ подбирают, что ли? Или все они такие там?). В аэропорт Барнаула приехали уже за полночь. Пытались спать в зале ожидания на втором этаже. На регистрации встретили знакомых итальянцев. Помогли им бодаться с «Аэрофлотом» - у них не хотели считать каяки в счет оплаченного груза, хотя у них было подтверждение от итальянского «Аэрофлота», что каяки они могут везти бесплатно. Пришлось поработать переводчиком, но все уладилось – каяки они повезли бесплатно.

Вылетели вовремя и в 8-40 уже приземлились в Шереметьево.



Неспортивный сплав по Катуни
Неспортивный сплав по Катуни
Неспортивный сплав по Катуни
Неспортивный сплав по Катуни

Алексей Беляков, август-сентябрь 2008
редактор: Ирина Терешкина
Hosted by uCoz